28 февраля 2013 года в ОП РФ состоялся Экспертный семинар по итогам второго этапа проекта "Информационная среда методической поддержки дошкольного образования "Виртуальный детский сад".Организаторами семинара выступили ЗАО «Е-Паблиш», Центр «Новые образовательные технологии и творческое развитие личности» МГГУ им. М.А. Шолохова при поддержке Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, Фонда «Моё поколение», Международного Фонда «За выживание и развитие человечества».К участию приглашены: Е.А.Тополева-Солдунова Председатель Комиссии Оп РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, Л.Н. Духанина, заместитель Председателя Комиссии Оп РФ по развитию образования, Комарова И.И. к.и.н., ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил Министерства экономического развития и РАН, главный редактор портала "РуСобр", Баландин Д.Л., руководитель Проекта "Виртуальный детский сад», Комарова Т.С. профессор, заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М.А. Шолохова, эксперты, специалисты по дошкольному воспитанию, родители.
На семинаре в ОП присутствовали представители детских садов Нижегородской области, Москвы и Московской области, которые уже работают в системе по поручению Министерства образования и науки.
Семинар открыла помощник руководителя аппарата Общественной палаты РФ, к. психол.н., эксперт общественной программы «Детство» И.В. Агличева, которая познакомила присутствующих с проектом и результатами обсуждения его в ОП РФ. В, частности, она сказала: "Во всем мире уже несколько десятилетий идет поиск эффективных технологий, концепций, методов и методик образования и развития детей. Появляются новые подходы, проекты в отечественном дошкольном образовании. Один из них – проект "Виртуальный детский сад" созданный по заказу Министерства образования и науки РФ в 2012 году. Проект апробирован в 60 дошкольных учреждениях пяти регионов Российской Федерации. У участников проекта есть ясное понимание тоо, что необходимо максимально учитывать все возможности и особенности детства в диапазоне от нуля до трех, и от четырёх до шести лет и исключить невосполнимые в ходе раннего воспитания потери".
Затем профессор, заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М.А. Шолохова, Т.С. Комарова – научный руководитель Проекта «Виртуальный детский сад» – познакомила участников семинара с историей проекта, рассказала как подбирался авторский коллектив, представила его членов и рассказала об интеграции различных курсов Проекта в общий контекст.
Дмитрий Лоллиевич Баландин, руководитель Проекта «виртуальный детский сад», подвел итоги первого этапа и обнародовал план следующего этапа Проекта. Он отметил, что на сегодняшний день в рамках Проекта были реализованы следующие компоненты системы:
• Разработаны инструменты управления ДОУ (паспорт ДОУ, портфолио сотрудников, самооценка ДОУ, планирование и отчетность ДОУ);
• Разработаны и включены в систему инструменты образовательной работы ДОУ (3600 конспектов, 7000 медиаобъектов, 3000 описаний оборудования и материалов, образовательные программы);
• Разработаны, но пока не автоматизированы инструменты диагностики и мониторинга качества образовательного процесса.
Д.Л. Баландин рассказал о перспективах развития проекта. Первой и основной задачей следующего этапа он назвал апробацию Информационной среды (март 2013 г.). Апробация будет проходить в Москве, Московской, Новгородской, Нижегородской и Смоленской областях.
Доработку по результатам апробации планируется провести в апреле – август 2013 г., а запуск промышленной эксплуатации Информационной среды «Виртуальный детский сад» запланирована на сентябрь 2013 года.
Дальнейшими шагами по развитию проекта в ближайшем будущем будут:
· Загрузка в систему программ «Шаг за шагом», «Православный детский сад», «Шаг в будущее» и др.;
· Разработка и включение в ИС конспектов для малокомплектного детского сада;
· Разработка конспектов под игровые комплексы;
· Разработка конспектов для родителей;
· Расширение медиатеки;
· Включение в ИС системы диагностики и мониторинга, которые разработаны на теоретическом уровне, но требуют автоматизации.
Ирина Ильинична Комарова дала обзор содержательного наполнения Информационной среды «Виртуальный детский сад»: курсы всех областей ФГТ, а также связанных с этими курсами медиаресурсов. В своём выступлении Ирина Ильинична остановилась на концепции формирования контента информационной среды, на этапах её наполнения и на задачах, стоящих перед авторским и редакторским коллективами. Можно выделить несколько задач:
1. Разработать конспекты занятий, бесед, игр, прогулок, экскурсий, праздников, чтобы облегчить работу воспитателей, особенно в дальних детских садах и с таким условием, чтобы у воспитателей был выбор.
2. Обеспечить эти конспекты требующимися наглядными пособиями: иллюстрациями, текстами, видеозаписями, фильмами, аудиозаписями, нотами с таким условием, чтобы у воспитателей был выбор.
3. Предоставить воспитателям возможность подбирать оборудование и в перспективе заказывать его, а также оказывать давление на недобросовестных поставщиков и продавцов.
Особенно подробно И.И, Комарова остановилась на медиатеке. Она сказала, что медиатека начала формироваться параллельно с написанием конспектов, что существенно осложнило работу.
К медиатеке были предъявлены требования, которые заключались в следующем:
• Избыточность и вариативность;
• Качество предоставляемых ресурсов;
• Видовая полнота ресурсов, чтобы можно было полностью обеспечить образовательный процесс.
Были отмечены два фактора:
1. система предоставляет возможность осуществлять рейтинг медиаобъектов: учет числа скачиваний и использования в конспектах. Кстати, и для конспектов осуществлена система рейтингования, которая позволяет со временем, по мере накопления статистических данных выявить лучших авторов.
2. легальность контента, которой авторы проекта уделили особое внимание.
База данных оборудования формировалась так, чтобы обеспечить качество и помочь администрации дошкольного учреждения и родителям ориентироваться в современном состоянии рынка детских товаров.
На круглом столе всплыл вопрос, что делать, если в детских садах идут повальные сокращения музыкальных работников, физкультурных работников, психологов, медсестёр и других специалистов, отвечающих за дополнительное образование. По мнению присутствующих эти тенденции будут увеличиваться и воспитателю придётся выполнять все, несвойственные ему функции.
После выступлений состоялась заинтересованное обсуждение проекта, в результате чего присутствующие отметили, что работа осуществлена громадная, в сложившейся в стране ситуации ВДС, пожалуй, беспрецедентный пример программы, позволяющий снизить образовательные и коррупционные риски системы образования.
Презентации: