Концепция образовательной области "Игра "

Информационно-образовательная среда

ВИРТУАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД

Концепция образовательной области "Игра"

 

Автор Губанова Н.Ф., к.п.н.


Детство – особый период в жизни ребенка, он насквозь проникнут игрой. Она нужна малышу как воздух, в ней он черпает свои силы. Игра многопланова, ее воздействие на ребенка всесторонне, а различные виды детских игр (творческие и игры с правилами) обогащают детское развитие. Игра вбирает в себя все жизненные смыслы ребенка, является ведущей деятельностью.

Самостоятельные виды игр оказывают наиболее развивающий эффект: в них ребенок чувствует себя творцом: создает игровую ситуацию, осуществляет замыслы, меняет и варьирует их по ходу продвижения игры.

В Программе игра представлена с позиции личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская А.В. Запорожец, И.А. Колесникова, В.А. Сластенин и др.) и деятельностного (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) подходов; в основе методологии лежит теория игры (А.В. Запорожец, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.) и концепции художественно-эстетического и игрового развития личности (М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова, Н.П. Сакулина, О.А. Соломенникова, О.С. Ушакова и др.).

Педагог как посредник между ребенком и обществом осуществляет сопровождение детских игр. Прежде всего, это касается проектирования образовательного пространства игры, полноценной предметно-развивающей среды. В групповых комнатах необходимо создать условия для легко трансформируемого пространства (раздвижных ширм, перемещаемых модулей, оборудования), использования полифункионального материала (строительного, поделочного), а также выделить места  для уединения и совместных игр. Задача воспитателя состоит в создании мотивации игровой деятельности детей, введении их в игровую ситуацию, в которой решаются те или иные воспитательные и образовательные задачи. Роль взрослого в детской игре может меняться: от непосредственного участника до наблюдателя. Взрослый поддерживает детскую инициативу, способствует проявлению творчества, познавательной и речевой активности, эстетического отношения к окружающему.

В Среде представлены конспекты различных видов игр, которые оказывают разностороннее влияние на развитие ребенка (сюжетно-ролевые, режиссерские, художественно-образные, дидактические, подвижные, строительные и др.).

Электронные образовательные ресурсы позволяют педагогу применить творческий поиск в исследовании предлагаемого материала и отобрать тот, который наиболее удовлетворяет их запросам и целям конкретной игровой ситуации. Педагог, используя предложенные игровые сюжеты, варьирует, комбинирует и корректирует их, а также берет в качестве примера и образца, на основе которого реализует собственный замысел.

Игры-ситуации в данном разделе представлены в виде составных частей, как «одно в другом». Педагог может использовать игру-ситуацию целиком либо взять из нее отдельные фрагменты, разминки или инсценировки.

Первая младшая группа. Сюжетно-ролевая (отобразительная) игра

Создавать условия для естественного общения ребенка со взрослым в сюжетно-отобразительной игре (обращаться к ребенку с вопросами и предложениями, соглашаться с его действиями, предлагать предметно оформленную среду и т.д.).

Вводить в эмоциональный мир игры (проводить игру с настроением, заботиться об эмоциональном климате ситуации).

Учить действовать с предметами, раскрывая их возможности (этот предмет можно катать, другой – нагружать, третий – складывать и т.д.).

Помогать детям ставить и решать игровые задачи (кормить куклу, одевать мишку).

Показывать действия с предметом в соответствие с жизненной логикой (сначала кормить куклу – затем укладывать спать).

Побуждать к использованию предметов-заместителей.

Расширять опыт детей в повседневной жизни.

Театрализованная игра

Предоставлять образцы театрализованных игровых сюжетов (выступление кукол, зверушек как отдельных персонажей; показ небольших сказок с участием двух-трех героев).

Обращать внимание на ситуацию театрализованной игры с точки зрения развития сюжета (сначала было …, а потом …).

Использовать в сюжете театрализованной игры различные эффекты (источники звука, изображения-декорации, костюмы).

Побуждать детей к элементарной импровизации в образе («как птички», «как снежинки», как зайки»).

Дидактическая игра

Учить выделять признаки предметов (форма, цвет, величина).

Создавать условия для обогащения чувственного опыта (узнавать предметы на ощупь, различать звуки).

Осознавать и отражать в действиях определенный порядок действия с предметами.

 Предлагать игры на различные виды взаимодействий с предметами  (сложить, нанизать, раскладывать, составлять фигуры).

Вторая младшая группа. Сюжетно-ролевая игра

Побуждать ребенка называть себя именем героя, чью роль он исполняет в игре («Я – мама»).

Действовать в соответствие с правилами принятой роли (варить супчик кукле-дочке «как мама», стричь клиента «как парикмахер», предлагать товар «как продавец»).

Вовлекать в совместные игры со взрослым, со сверстниками.

Побуждать обозначать тему игры («Буду одевать Лялю», «Давай сварим кашу»).

Показывать эмоциональную сторону сюжетов игры («Вот как хорошо – поведем мишку гулять!», «Ляля простудилась, у нее грустный вид»).

Вводить в игру несколько предметов-заместителей, поясняя их назначение.    

Использовать воображаемые действия.

Побуждать создавать элементарную предметно-игровую среду.

Театрализованная игра

Пробуждать эмоции путем вовлечения  детей в сюжет игры (предлагать поклониться «как Иванушка», пройтись «как Петушок»).

Предлагать подготовленные костюмы, атрибуты и куклы для проигрывания знакомых сюжетов.

Вовлекать в совместную драматизацию со взрослым, вступать в ролевой диалог.

Учить использовать (напевать) знакомые мелодии для сопровождения собственного спектакля (настольного, кукольного). 

Побуждать к импровизации в образе какого-либо героя.

Дидактическая игра

Способствовать определению признаков предметов («Яблоко большое, круглое», «Кузов у машины желтый»).

Приобщать к настольным играм (мозаика, кубики).

Учить выполнять действия по предложенным правилам (объединять по цвету, по форме; различать по смыслу).

Побуждать общаться со взрослым, со сверстниками в ходе игры, комментируя свои намерения, выполняя поручения («Положу в мишкину корзинку красные яблочки»; «Подбери к такому брусочку колесики такого же цвета»).

Средняя группа. Сюжетно-ролевая игра

Побуждать к разнообразию принятых ролей.

Вовлекать в игры на знакомые сюжеты.

Показывать новые повороты сюжета в совместных со взрослым играх.

Вовлекать в усложненный ролевой диалог (со взрослым, со сверстником).

Поощрять проявление ролевого поведения в соответствие с замыслом.

Создавать условия для обогащения представлений об окружающей жизни (водить на целевые прогулки и экскурсии, читать и рассказывать интересные истории, знакомить с профессиями и бытом людей, устраивать встречи с носителями профессий).

Побуждать обустраивать место для самостоятельных игр, вовлекать сверстников для реализации замысла в создании игровой среды.

Театрализованная игра

Привлекать к театрализованной игре эмоциональной ситуацией, интересным сюжетом.

Побуждать к выразительному проявлению в роли (с помощью интонации, мимики, жестов).

Вовлекать в игровое действо (диалог, сценку, спектакль), пробуждать желание придумать что-то свое (в реплике, в движении).

Учить действовать с театральными куклами, соотносить свои реплики со словами других персонажей.

Побуждать придумывать собственные сюжеты, роли, выстраивать оригинальное ролевое поведение.

Предоставлять возможность выбирать роли, место, атрибуты для самодеятельных театрализованных игр.

Дидактическая игра

Учить детей выполнять простейшие мыслительные операции, действуя с предметами (сравнивать, видеть общее, объединять в группы).

Демонстрировать детям и вовлекать их в ситуации  с использованием пространственных отношений (высоко-низко, далеко-близко, справа-слева, вперед-назад).

Предоставлять возможность выбора материалов для действий с ними, специальных построек (измерять, соотносить, прикладывать, накладывать).

Воспитывать стремление планировать свои действия, добиваться результата.

Поощрять совместные игры с другими детьми.

Старшая группа. Сюжетно-ролевая игра

Пробуждать стремление организовывать игры со сверстниками, договариваться между собой.

Учить создавать замысел, следовать ему в игре, менять в ходе нового поворота сюжета.

Приобщать к культуре взаимоотношений (учить ладить между собой, считаться с чужим мнением).

Вовлекать детей в пересказ предстоящего сюжета игры, проговаривания плана действий.

Побуждать принимать на себя главные, инициативные роли, вести ролевой диалог.

Учить коллективной, многоотраслевой игре со сложными ответвлениями (игра в семью расширяется введением новых линий: папа-капитан уезжает в плавание; дочка-школьница уходит в туристический поход).

Театрализованная игра

Расширять пространство театрализованной игры, используя всё многообразие возможностей (игры-диалоги, игры-представления, игры-импровизации).

Привлекать для игр интересные, яркие сюжеты (героические, забавно-комические, фантастические).

Поощрять различные интерпретации одной и той же роли.

Предоставлять возможность детям создавать творческие группы (актеров, оформителей, музыкантов) для реализации артистических проектов (постановки спектакля), в которых сюжет «проживается», обогащается интерпретацией участников, их эмоциями.

Поддерживать детские выступления в настольном театре, помогать осваивать пространственную среду (использовать костюмы, пребывать в предметной ситуации).  

Дидактическая игра

Побуждать объединяться для совместных дидактических игр.

Учить детей придумывать дидактические игры, устанавливать правила.

Побуждать к составлению карт-схем, моделей-сюжетов и использовать их в игре.

Учить договариваться со сверстниками о предстоящей игре, распределять игровые позиции.

Учить использовать известные знания в новой ситуации игры.

Побуждать к игре в настольно-печатные игр, игры-головоломки, составные мозаики.

Подготовительная группа. Сюжетно-ролевая игра

Предлагать различные сюжеты и очерчивать событийное поле игры.

Вовлекать в придумывание собственных сюжетов, историй.

Учить соотносить свое поведение в игре с выбранной ролью.

Поощрять взаимодействие со всеми участниками игры, связанное со смыслом сюжета.

Вовлекать детей в творческую игру, основанную на реализации собственных замыслов, согласованных с замыслами партнеров по игре.

Предоставлять возможность использовать модули, трансформеры для оформления игровой среды.

Театрализованная игра

Поощрять самостоятельное обращение детей к сюжетам и использование их в самодеятельных театрализованных играх в собственной интерпретации.

Побуждать к использованию широкого спектра средств выразительности (интонаций, жестов, мимики, позы, различных движений).

Содействовать становлению традиции подготовки игрового пространства: осуществлять выбор атрибутов, возможности их расположения и использования.

Развивать совместное общение в играх со взрослым, проходящее в рамках единого сюжета.

Дидактическая игра

Учить использовать знакомые игры в досуговой деятельности.

Учить сравнивать величину, форму, цвет, пространственные соотношения, объяснять временные условия.

Развивать представление о явлениях (например, о природе, ее экосистеме, взаимосвязи живого и неживого) и учить отражать это в придумывании игр на данную тематику.

Систематизировать знания о предметах и явлениях, их признаках и учить давать им оценку, описание, используя впоследствии в самостоятельных дидактических играх.

Учить вовлекать сверстников в игру, объяснять правила, особенности игровых действий.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»