МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В МАНГЕЙМЕ (ГЕРМАНИЯ)

Информационно-образовательная среда

ВИРТУАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В МАНГЕЙМЕ (ГЕРМАНИЯ)

 

 Ирина Комарова

18-20 сентября 2013 года АНО ВПО «Московская педагогическая академия дошкольного образования»  совместно с ИППД РАО и департаментом образования мэрии г. Мангейма провели Международную научно-практическую конференцию «Воспитание и обучение детей от рождения до школы».

Конференция была посвящена обмену опытом между странами, которые только ещё встают на путь обязательного дошкольного образования с трех лет и страной, в которой от этого опыта отказались, между странами опирающимися до сих пор на педагогическую теорию Каменского и страной, руководители образования которой, говорят о необходимости отказаться от принципов великого педагога.

Все перечисленное предоставляет огромное поле для взаимодействия и научно-практических дискуссий и ученым, и практикам, и управленцам. Именно такой контингент собрался в Мангейме.

Конференция проходила на нескольких площадках. Первая её часть состоялась в Мэрии города, где присутствовал весь департамент по вопросам дошкольного образования, которому город уделяет большое внимание. Здесь были представлены основные пленарные доклады и была организована встреча с представителями различных партий, отвечающими за образование.

Вторая часть конференции имела большую практическую направленность и представляла собой встречи в различных детских садах.

Третья часть проходила в более традиционном жанре -- в жанре круглых столов, на которых выступали участники конференции. Помимо круглых столов для родителей и детей были устроены мастер-классы.

Помощник мэра города по вопросам образования рассказал о системе дошкольного образования в Германии. В частности, он сказал: Образование в Германии прерогатива государственных институтов. Как присутствующим хорошо известно, на местах лучше известны потребности. Поэтому именно в муниципалитетах сосредоточивается информация об образовании.

 

Муниципалитет Мангейма решает семь основных стратегических задач в области образования, молодежи и здравоохранения:

1.     Усиление урбанизации и поддержка населения в этом вопросе.

2.     Поддержка одаренности

3.     Рост числа рабочих мест

4.     Толерантность

5.     Одна из основных целей – обеспечение успешного образования для мангеймцев.

6.     Поддержание креативности среди молодежи

7.     Укрепление активности граждан в жизни города.

Фактически -- все те вопросы, которые должны быть близки всем, кто взял на себя нелегкий труд управлять городом и городским хозяйством.

Стратегическая цель Департамента III, отвечающего за образование,  опирается на идею, что существует тесная связь между тем, где человек родился и его успехами в жизни. Выбор стратегической цели теснейшим образом связан с миграционной политикой, проводимой страной в целом и городом. Сегодня очень высок процент мигрантов и ассимилировать их -- основная задача федерального, земельного правительства и муниципальной власти.

Достигается эта цель путем предоставления равных возможностей для развития всем детям и молодым людям.

Это будет достигнуто за счет:

¦ раннего вовлечения детей из неблагополучных семей в дошкольное образование;

¦ разработки целевых общественных образовательных инфраструктур;

¦ эффективного общинного управления системой поддержки сетей педагогов и общинных систем

 

У нас очень много приезжих и, чтобы преодолеть это необходимо развитие раннего образования среди социально незащищенных детей.

Ещё одним направлением преодоления последствий миграции является  справедливость образования: справедливое распределение образовательных услуг для всех уровней образования (В немецкое понятие образования входит не только получение новых знаний, но и приобретение личностных качеств).

Это достигается за счет – нивелирования разных уровней образования.

Очень важная роль в этом процессе отводится партнерам – свободным институтам, сотрудничающим с мэрией.

 

Третье важное направление – вовлечение родителей.

На слайде №7 (см фото 3) показаны области ответственности децерната.

 

 

Ужасная конструкция, которую Вы видите – схематично изображает, на основании чего действует децернат, стратегические области.

На повестке дня сегодняшней конференции два вопроса:

1.     Воспитание и образование детей от 0 до 3.

2.     Воспитание и образование детей от 3 до 7.

В Мангейме 50 детских садов от 0 до 6. Наряду с 50 государственными садами, существует 120 детских садов, находящихся в ведении церкви.

Сегодня речь пойдет не о 120, хотя между городом и церковью существуют определенные договоренности о том, как реализовывать образовательные программы.

В Германии 90 % родители посылают детей в детский сад.

Самый распространенный вид дошкольного учреждения – детский сад полного дня, режим работы которого от 8 до 18. В группах детского сада находятся приблизительно 20 человек.

35% детей посещают ясли. Желаемая цифра 50-60%. Ясельные группы насчитывают около 10 детей.

Чаще всего ясли находятся непосредственно в дошкольном учреждении или в группах продленного дня. Есть также учреждения, которые занимаются детьми исключительно от 0 до 3-х.

Мангейм – очень пестрый город: население от 0 до 21 года увеличилось на 50%. Город быстро меняется. По быстроте прироста мигрантов он может сравниться с Москвой. Несмотря на то, что в Мангейме около 300 000 населения и он меньше, чем Москва, но 20 % детей – выходцы из семей мигрантов. Поэтому одним из важнейших элементов является развитие языка. Язык очень важная составляющая образования. В Германии языковое развитие – у всех на устах. Существует множество движений и направлений.

Дети, приходящие в школу, имеют различный уровень развития (в значительной степени, в зависимости от происхождения детей). Поэтому добиться ещё на стадии посещения детского сада необходимого владения речью для них чрезвычайно важен.

Для педагогов очень важно понимать, о чем мы говорим, что такое воспитание и образование. Оба понятия связаны с языком, так как в основе обоих лежит язык. Языковое образование – осваивание ребенком языка – какие слова ему интересны. Интересы детей различны. Если интерес в каком-то направлении у ребенка отсутствует, то и словарный запас в этом направлении – сокращен.

У воспитания три основные задачи, которые взрослые должны решить: помещение, оборудование и материал.

Наглядные пособия, которые используются в детском саду – двуязычные пособия (немецкий язык и язык преобладающего потока мигрантов). Таких выбрано несколько. Один из них -- русский. Никто не ждет, что каждый воспитатель сможет прочитать детям русские фразы, но ребенку полезно смотреть на буквы родного языка.

Что входит в обязанности воспитателя? Цель, конечно, обучение немецкому языку, но воспитатель должен применять в работе и язык ребенка, чтобы ему было легче адаптироваться и развиваться в детском саду. Воспитатели, владеющие только немецким языком, должны пройти специальные курсы.

В детском саду логопеда нет, но на занятиях он присутствует. И, если ребёнку рекомендуется логопедическое сопровождение, ему оно предоставляется, но не в дошкольном учреждении.

Обучение чтению и письму начинается в детском саду. При этом опираются на английский опыт. Психологами доказано, что возрастные особенности таковы, что письменную речь дети должны осваивать в школе.

Дети, у которых проблемы с языком, имеют проблемы и в остальном. В этом случае имеет смысл обратить внимание на то, как ребенок питается, какая у него семья. Сегодня очень распространенный случай, когда молодые родители в немецких семьях, не разговаривают с детьми, общаясь либо по телефону, либо между собой. В этом случае, ребенок поступает в дошкольное учреждение, фактически немой.

Также воспитатели стараются облегчить переход детям из яслей в детский сад, из детского сада в школу, из школы в группы продленного дня.

В яслях нет медицинского персонала, а за здоровьем детей следят воспитатели.

Государственные сады имеют государственное финансирование, которое складывается из: муниципального, регионального бюджета и 20 % родители.

Религиозные (как правило частные) детские сады большую часть финансирования получают из муниципалитетов, 15 % проплачивает церковь, 20% -- родители.

В том случае, если родители не могут оплатить детский сад, они должны обратиться в муниципалитет. Скорее всего им будет предоставлена либо частичная, либо полная оплата.

Участие родителей в процессе воспитания не говорит об уровне развития детей.

Для родителей с детьми, отстающими от уровня развития. Нам очень важно взаимодействие с родителями. Так как во многих случаях вся тяжесть ложится на их плечи.

Сегодня в детском саду нет обязательных программ, которым обязательно надо следовать, существует концепция развития этого дошкольного учреждения, в соответствии с которой различные помещения отводятся под различные занятия. Так до десятка различных помещений могут отводиться под театральную деятельность, под творческие занятия, под познавательную деятельность, под физкультурные занятия. (Кстати, в одном небогатом районном детском саду мы видели помещения для занятия йогой). Если такие помещения отсутствуют, то все занятия с детьми проводятся в помещении их групп.

На второй части пленарного заседания К.А. Швед рассказала о МПАДО, его конференциях и поездках, системе курсов ПК. Представила российскую делегацию.

В выступлении д.п.н., профессора Т.С. Комаровой прозвучали исторические аспекты развития дошкольного образования в России, сказано о роли программ в воспитании обучении детей: «Все государства стремятся сегодня сделать всё для развития детей. Образование уходит своими корнями в глубокую древность. Германия, благодаря такой педагогике в лице И. Песталоцци, А. Дистервега, Ф. Фребеля и др. внесла свой вклад в педагогику детства. В 21 веке продолжаются начинания предшественников. Ученые из Германии и России ищут новые эффективные способы формирования личности ребенка. Сегодня в России много востребованных программ дошкольного образования, одна из них программа «От рождения до школы».

И.И. Комарова представила программу "Шаг в будущее" с информационно-образовательной средой методической поддержки дошкольного образования "Виртуальный детский сад". Возхможности её вызвали большой интерес у собравшихся.

Затем стали выступать представители партий Германии: от фракции «зеленых», крестьянско-демократической и социал-демократической партий.

Общее в том, что надо заботиться о матери, о ребенке, пока он еще в утробе, дать воспитателю хорошую зарплату.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»