Рекомендации
круглого стола по обсуждению проекта «Виртуальный детский сад»
4 октября 2012 г. г. Москва
Участники круглого стола отмечают, что в ситуации подготовки общества к вызовам будущего и в условиях продолжающегося поиска эффективной модели дошкольного образования необходимо максимально учитывать все возможности и особенности детства в диапазоне от нуля до семи лет, а также запросы родителей на их профессиональное сопровождение в деле воспитания и развития.
Действительно, проблемы дошкольного образования сегодня обсуждаются на разных уровнях: о них заявляют Президент и Правительство Российской Федерации, экспертные и родительские сообщества. Особенно актуальны проблемы доступности и качества дошкольного образования. Поэтому в рамках мероприятий Общественной палаты России состоялось обсуждение проекта «Виртуальный детский сад», разработанногоЗАО «Е-Паблиш» по заказу Министерства образования и науки России в 2011 году. Проект прошёл апробацию в 50 дошкольных учреждениях пяти регионов России и реализуется при поддержке Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, Комиссии Общественной палаты России по развитию образования, Благотворительного Фонда «Моё поколение».
В ходе обсуждения участники отметили, что "Виртуальный детский сад" – первый ресурс в нашей стране, который разработан для дошкольного образования с учетом информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и как всякий громадный проект требует некоторых доработок. Так, были высказаны предложения:
- о необходимости доработать диагностический инструментарий Проекта;
- о возможности включить в Проект конфессиональную специализацию для учреждений, работающих в рамках таких программ;
- разработать специальные материалы занятий с детьми для родителей, чьи дети не могут посещать детский сад.
Вместе с этим, в рамках проекта рекомендовалось развивать следующие направления:
- создавать методические и другие материалы, принципиально ориентированные на родителей, в особенности адаптированные к мобильным устройствам, планшетам, смартфонам и так далее;
- разрабатывать специальные конспекты занятий по активному использованию современных игр и игрушек;
- автоматизировать аналитику товаров для детей через базу данных материалов и оборудования;
- внедрить в Проект систему экспертизы методических пособий, товаров для детей, включая, игрушки, фильмы, книги и другие;
- проводить статистические исследования баз данных Проекта, с аналитикой последующих результатов;
- сформировать профессиональный и общественный экспертные советы Проекта для его дальнейшего качественного развития.
Таким образом, участники мероприятия сделали вывод о том, что у данного Проекта есть большие возможности и перспективы, а его технологическую площадку имеет смысл использовать для отработки различных экспериментальных программ для дошкольников и их родителей.
По итогам обсуждений участниками мероприятия были приняты следующие рекомендации:
Министерству образования и науки Российской Федерации
- Использовать портал «Виртуальный детский сад» при разработке ФГОС (Федеральные государственные общеобразовательные стандарты) для дошкольного образования в качестве технологической площадки для отработки и реализации программ.
- Сформировать государственный заказ на социологические исследования, направленные на обеспечение безопасности дошкольников в интернете.
- Рекомендовать портал «Виртуальный детский сад» для внедрения в работу региональных дошкольных учреждений.
- Поддержать направление по просвещению родителей и включить в структуру Проекта «Виртуальный детский сад» обучающий курс «Просвещённое родительство: среда, дружественная детям».
- Издать рекомендации по применению портфолио, разработанногов рамках мониторинга проекта «Виртуальный детский сад» как основу портфолио школьника.
Министерству культуры Российской Федерации
-
Оказывать помощь по наполнению медиатеки Проекта за счёт кинематографических и других ресурсов для педагогов и детей.
Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
-
Обеспечить методическую и информационную поддержку Проекта.
-
Поддерживать и продвигать просветительские программы и виртуальные ресурсы, направленные на повышение родительских компетенций у населения.
-
Сформировать государственный заказ на проведение кампании социальной рекламы, направленной на восстановление роли просвещённого родителя в жизни современного человека.
-
Оказывать помощь по наполнению медиатеки Проекта за счёт кинематографических и других ресурсов для педагогов и детей.
Федеральному институту развития образования Российской Федерации
В лице Центра дошкольного и общего образования, осуществить организационную поддержку для трансляции этого проекта в регионы.
Автономной некоммерческой организации «Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов»
-
Вынести на Экспертный советпроект «Виртуальный детский сад», рекомендовать его для утверждения Наблюдательным советом АСИ, и затем для широкого использования в работе профильных учреждений.
Органам местного самоуправления
-
Рекомендовать профильным учреждениям образования использовать «Виртуальный детский сад» в организации работы дошкольных учреждений, а также в работе с родителями.
-
Обратить внимание на возможности и ресурсы портала в ходе мероприятий по укрупнению дошкольных учреждений в регионе.
Общественной палате Российской Федерации
-
Содействовать усилиям по организации экспертного обсуждения вопросов, связанных с темой дошкольного образования на базе Общественной палаты России.
-
Сформировать две рабочие группы по экспертизе материалов проекта «Виртуальный детский сад»:
– при Комиссии Общественной палаты по развитию образования группу профессионалов в области дошкольного образования;
– при Комиссии Общественной палаты по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан группу представителей родительской общественности.