Стенограмма круглого стола "Виртуальный детский сад"

Информационно-образовательная среда

ВИРТУАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД

Стенограмма круглого стола "Виртуальный детский сад"

 

 

Тополева-Сандунова Елена Андреевна:

Я вас всех приветствую в стенах Общественной палаты на столь важном и интересном мероприятии, которое проводится при поддержке нашей комиссии по социальной политики, трудовым отношениями и качеству жизни граждан. Наша комиссия занимается очень разными проблемами, потому что социальная сфера у нас многообразна, и спектр тематик нашей работы широк. Вот и тематика дошкольного образования является пограничной и относится как к сфере деятельности нашей комиссии, так и к сфере деятельности комиссии по образованию. И в целом Общественная палата уделяет теме дошкольного образования очень большое внимание. На наших площадках мы проводили самые разные мероприятия по этой теме, в частности по такой горячей теме, как питание в детских садах. Проблем у нас много: и по качеству образования, и по проблеме нехватки детских садов, мест в детских садах. Эти проблемы сегодня обсуждаются на всех уровнях: их обсуждает и общественность, и Правительство, и Президент, и экспертное сообщество. И, если говорить в целом о дошкольном образовании, то действительно, мне кажется, что тут тематика разбивается на два больших блока проблем или тем. Это, с одной стороны, доступность дошкольного образования, а с другой стороны, его качество. Мне представляется, что та тема, которую мы сегодня обсуждаем, она уникальна тем, что она эти две проблемы объединяет. То есть она может работать, как на решение проблемы доступности мест в детских садах, так и на повышение качества дошкольного образования. Почему, собственно говоря, мне кажется, что сегодняшнее наше мероприятие такое важное, и этот проект, который нам хотят сегодня представить, тоже может быть очень перспективен. Когда мы этим летом были на совещании у Премьер-министра Дмитрия Анатольевича Медведева, посвященном детским садам, мы, собственно говоря, ровно об этом и говорили. Хотя в некоторых субъектах Российской Федерации начала улучшаться ситуация с наличием мест в детских садах, появились регионы, где очередь вообще ликвидирована, где-то она стала меньше, но, тем не менее, эта проблема все равно остается очень острой. Пока нет однозначного понимания, как ее решать. И мы говорили, в частности, о многообразии подходов, при решении этой проблемы, в том числе наличие частных детских садов, иных общественных инициатив, семейных воспитательных групп. Можно много всего предлагать из того, что в разных субъектах уже работает.

Виртуальный детский сад – еще одна формула, которая тоже может работать на решение этой проблемы. Господин Асмолов, которого, наверное, все вы знаете, на этой встрече тоже говорил о важности изменения и улучшения качества дошкольного образования, потому что наша сфера знаний не стоит на месте, и образование вообще должно очень быстро меняться, чтобы отвечать меняющейся реальности. Это в полной мере относится и к дошкольному образованию. Вообще образование у нас должно начинаться для наших детей, наверное, буквально с момента их рождения. И меняться тоже качество этого образования должно в соответствии с изменением реальности. Вот, поэтому новые технологии, которые сегодня нам становятся доступными, естественно они должны тоже проникать вот в это дошкольное образование, и я надеюсь, что как раз сегодня нам расскажут, как это может происходить.

Это то, что я хотела сказать в начале нашего заседания. Разрешите передать слово тем, кто у нас сегодня будет представлять наш проект. Пожалуйста, Тамара Семеновна Комарова – научный руководитель проекта, профессор, заведующая кафедры эстетического воспитания МГТУ имени Шолохова.

Комарова Т.С.:

Добрый день, глубоко уважаемые коллеги, все, кто пришел на эту очень важную для нас всех встречу, потому что самое главное в мире – это будущее, наше будущее, которое зависит от нас с вами, так как это будущее определять будут воспитанные, обученные нами ребятишки, талантливые и одаренные. При этом и талантливость, и одаренность опять же могут быть сформированы, если мы раньше начнем работу с нашими детьми.

Дело в том, что сегодня весь мир обеспокоен тем, как развивается молодое поколение, тем, что мы можем предложить в сопровождение этого развития, как мы будем действительно строить всю нашу работу по формированию личности будущих граждан нашей страны. И недаром последние два-три года мы наблюдаем с вами различные мероприятия, включение самых разных людей разных специальностей, разных профессий в работу по формированию детей, по их воспитанию и развитию.

Мы живем в очень динамично развивающемся мире, но иногда мы об этом забываем и упускаем тот момент, когда нам надо и самим перестраиваться и перестраивать наших ребятишек, чтобы они могли ориентироваться в нём. Наша задача заключается в том, всех нас с вами вместе и всех наших коллег, которые сегодня хотели бы придти, но не смогли, наша задача заключается в том, чтобы максимально помочь нашим педагогам дошкольного воспитания, помочь родителям, которые хотят воспитывать детей на современном уровне, но не всегда они знают, насколько этот уровень действительно научно обоснован. Чаще всего этот опыт сводится к мифам и легендам, которые рассказывают о формировании талантов, одаренности и вообще о правильном развитии детей.

Надо сказать, что в нашей стране за последние два года произошёл, целый ряд событий в образовании, которые определили отношение руководства нашей страны, наших педагогов, психологов, общественных организаций. Я считаю большим достижением то, что мы в Общественной палате при добром расположении, понимании ответственности помогающих нам строить эту работу, провели несколько круглых столов, посвящённых детству. Я бы хотела Ваше внимание обратить на то, что в последнее время, и Владимир Владимирович Путин, и Дмитрий Анатольевич Медведев, провели целый ряд встреч-совещаний, на которых обсуждались вопросы дошкольного воспитания. И хотела бы обратить Ваше внимание на несколько позиций, которые являются ключевыми. Прежде всего, это развитие одарённости. Вопрос очень важный, потому каждый из нас знает, как важно, чтобы ребенок получил квалифицированные воспитания и образование до школы. Затем, второй вопрос – это вопрос кадров. Он стоит также остро во всем мире, и на Всемирной конференции, которая проходила в 2010 году, он стоял, что называется, во всей широте и во всей значимости. Не только подготовка педагогов, но и повышение их квалификации и их понимания того, каким должно быть содержание, и каким должно быть детство в детском саду.

Если мы будем только приговаривать, что это очень уникальный период в жизни человечества, мы не сдвинемся с места. Этот уникальный период надо создавать, и это зависит от нас с вами. Сегодняшнее заседание – это следующая ступенька в создании этого условия, которое направлено на воспитание и развитие детей. И очень интересно, что выступая на этом совещании, известный психолог Александр Григорьевич Асмолов подчеркнул очень важные моменты в этом отношении. Моменты эти заключаются в том, чтобы ребенок воспитывался в детском саду на научной основе, и чтобы он был подготовлен к школе во всем многообразии этой проблемы, а не только и не столько, в смысле чтения, письма и арифметики.

Далее, вопрос стоял о том, что содержание образования тоже является очень важным, важным компонентом развития дошкольного воспитания в нашей стране. И я, как специалист в области дошкольного воспитания, как человек, который проработал всю жизнь на этом поприще, очень благодарна Александру Григорьевичу Асмолову за то, что он обратил внимание на давление, которое школа оказывает на детский сад, требуя подготовки предметной от воспитанников детского сада, приходящих в школу. Этот момент поддержали, и Дмитрий Анатольевич, и Ольга Юрьевна.

Мы видим поддержку с разных сторон, и со стороны Совета Федерации, который тоже выразил желание анализировать, как идет работа в этом направлении. Мы с вами сегодня имеем большую поддержку очень важных авторитетных организаций и нашего Правительства, поэтому и от нас требуется, чтобы мы тоже отнеслись ко всему к этому с большой ответственностью и пониманием роли этого периода в жизни детей по-настоящему. Спасибо за внимание.

Тополев-Сандунова Елена Андреевна:

Спасибо большое, Тамара Семеновна. Мы, не сговариваясь, в общем, отталкивались от одних и тех же тезисов, и вы глубже раскрыли те тезисы, которые я лишь обозначила. Очень хорошо, что мы так мыслим в одном ключе. Я хотела предоставить слово руководителю проекта «Виртуальный детский сад», Баландину Дмитрию Лоллиевичу – генеральному директору ЗАО «Е-Паблиш». Пожалуйста.

Баландин Д.Л.:

Добрый день, коллеги. Как сказала Тамара Семеновна, проект рассчитан на поддержку педагогов, работающих в области дошкольного образования. Проект выполнялся по заказу Министерства образования и науки при поддержке Благотворительного фонда «Мое поколение». Шифр проекта «ЭОР-23». Точное название проекта «Обеспечение дистанционной методической поддержки дошкольного образования, в том числе семейного воспитания и частных детских садов для реализации ФГТ».

О таких проектах рассказывать немного сложно, потому что это, так называемые, многоролевые проекты, в которых предусмотрено большое число ролей. Проект можно рассматривать, с точки зрения воспитателя, с точки зрения администратора детского сада, с точки зрения куратора от управления образования, с точки зрения редактора, с точки зрения разработчика авторских курсов и с точки зрения родителей. Я постараюсь вам дать представление об этом проекте, так сказать, с птичьего полета, в целом.

Итак, центральное место в этом проекте занимает информационная среда методической поддержки дошкольного образования. Что мы понимаем под методической, информационной средой? Это среда портального типа, размещенная в сети интернет, а также ряд программных компонентов, ряд модулей, которые доступны различным пользователям этой системы.

Методическая среда состоит из двух крупных компонентов: Первый компонент – это управление контентом, то есть это компонент, который позволяет создавать конспекты, создавать и редактировать медиаресурсы, в том числе картинки, тексты, анимации, и так далее, оборудование, материалы, игрушки, игровые комплексы. Второй крупный компонент – это управление пользователями, то есть то, что уже касается непосредственно пользователей, не разработчиков содержания, а пользователей этой среды, то есть это куратор от управления образованием, это администратор детского сада, воспитатель и родитель.

Итак, управление контентом. Центральной частью, главной частью, как бы, атомом, ядром этого модуля являются конспекты воспитательно-образовательной развивающей деятельности – ворды. Такую аббревиатуру, которая созвучна еще и с известным программным продуктом «ВОРД» принял научный коллектив под руководством Тамары Семеновны.

Конспект является типизированной структурой, то есть все конспекты по структуре абсолютно идентичны:

1. Название конспекта,

2. Паспорт конспекта, который включает область ФГТ, к которой он относится, тема, вид, задача, время, оборудование и материалы.

С конспекта идет гиперссылка в базу данных оборудования и материалы, которые необходимы для проведения данного мероприятия.

Мероприятия могут быть разными: это может быть игра, игровое занятие. Также конспект имеет в обязательном порядке ссылку на медиаресурс из базы данных медиаресурсов, которая называется в этой системе «Медиатека». Она включает сказки, ноты, загадки, фильмы, песни и так далее.

3. Дальше конспект имеет стандартные описания подготовки к проведению вот этого мероприятия и

4. описание хода проведения занятия.

Все конспекты описывают следующие формы воздействия: беседа, выставка, занятие, игра, исследовательская деятельность, праздники, прогулка, экскурсия, самостоятельная образовательная деятельность, чтение. В системе возможно и расширение этого списка.

Конспекты рассчитываются на шесть групп, в том числе смешанная группа. Есть первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная. Конспекты охватывают десять стандартных областей ФГТ.

В общей сложности в информационной системе включено две тысячи четыреста конспектов, семь тысяч объектов медиатеки, три тысячи единиц оборудования и материалов и игровых комплексов.

При подготовке к занятию возможна ситуация, что компьютер, который в детском саду подключен к проектору, как правило, не имеет доступа в интернет. Поэтому предусмотрена возможность педагогов при подготовке нажать кнопку и сбросить конспект к себе на флешку со всеми приложениями, то есть со всеми необходимыми медиаобъектами, потом эту флешку уже поставить на тот компьютер, который подключен к проектору в детском саду, и проводить соответствующее мероприятие.

Конспекты также подразделяются на централизованные, то есть подготовленные коллективом разработчиков и региональные, которые может подготовить любой воспитатель любого детского сада. Это соответствует требованию, которое взято из ФГТ, чтобы двадцать процентов – региональный компонент – должны разрабатываться самостоятельно.

В системе предусмотрен механизм рейтингования конспектов по числу скачиваний. Таким образом, как бы, само профессиональное сообщество голосует за лучшие конспекты и формирует приоритеты.

Те конспекты, которые чаще скачиваются, получают больший рейтинг в системе. То же самое касается и медиаобъектов. Для всех медиаобъектов, подсчитывается число скачиваний, и те, которые скачиваются чаще, получают более высокий рейтинг.

Предусмотрен блок анализа использования оборудования, материалов и игровых комплексов. Этот блок, собственно говоря, это блок статистики.

Итак, в информационной среде предусмотрены, с точки зрения разработки, пополнения контента, следующие роли.

Администратор системы.

Администратор системы может создавать любые, любые, прочие роли, то есть кураторов, авторов, редакторов и так далее.

Редактор.

Человек, который играет роль редактора, может править, блокировать, создавать и так далее любые авторские конспекты и другие тексты системы. Ну, на то он и редактор.

Автор.

Автор создает и публикует конспекты в своей области и может их редактировать, менять, сортировать и так далее, то есть он может работать полностью только со своей частью.

Теперь следующий большой блок – это управление пользователями.

Итак, роли, с точки зрения управления пользователями, в среде следующие. Очень важная роль – это куратор. Куратор – это человек, как правило, работающий в Управлении образованием, курирующий соответствующие детские сады. Это человек, который сможет создавать подшефные детские сады (создавать в смысле в информационной среде, виртуально создавать). Причем это может полностью соответствовать реальным детским садам, а может и не соответствовать, а быть полностью виртуальными. То есть детские сады, которые создаются только в системе, и предназначены для поддержки виртуальных, так называемых виртуальных детских садов, которые, получают методическую поддержку через интернет, и дети в которых не посещают реальные детские сады.

Администратор детского сада.

Администратор детского сада – это самая, наверное, трудоемкая, самая важная роль. Совершенно не обязательно, чтобы он совпадал с реальным администратором детского сада. И в апробации, кстати, мы наблюдали, что они, как правило, и не совпадают. Это заместители, либо старшие воспитатели. Что администратор может сделать? Он может создавать соответствующие роли. Создать роль – это значит создать заход, то есть предоставить пользователю логин и пароль. Логин и пароль дают определенные права и возможности в системе.

Администратор может создавать родителей, он создает расписание детского сада. Все, кто работал когда-либо с программами расписания, знают суть этих программ. Они предназначены для того, чтобы разрешать различные коллизии. Ну, например, вот вы создаете расписание для одной группы, а потом для другой, и в одно и то же время может использоваться один и тот же ресурс. Например, какой-то актовый зал или спортивный зал. При ручном составлении этого можно и не заметить, а программа всегда, как бы, учтет и скажет: «Внимание! Здесь есть коллизия, ее надо как-то разрешить». Также он практически в полуавтоматическом режиме создает вот эти программы и планы расписаний, ссылки которых являются ссылками на конспекты.

Воспитатель.

Что может воспитатель? Зайдя под своим паролем, он видит расписание детского сада и своей группы. Он может щелкнуть по соответствующей гиперссылке, тогда откроется соответствующий конспект, он может его прочитать, может его скачать, может его скопировать на свой носитель и так далее. Также воспитатель ведет так называемые опросные листы, которые используются в «мудрой диагностике», в диагностическом блоке.

Родитель.

Родитель также может просмотреть все данные о своем ребенке, может общаться с другими родителями в системе, может задавать виртуальные вопросы воспитателю, заведующему и куратору, соответствующему куратору. А также он создает, отвечает на опросные листы, которые также используются в диагностике ребенка. Когда куратор заходит в систему под своим именем и паролем, он видит все свои площадки. Как вы видите, этот снимок сделан из реальной системы, и куратор видит все свои подшефные детские сады, что называется, как на ладони.

Ольга Анатольевна Соломенникова как раз в рамках апробации курирует детские сады Московской области. Она одновременно является, и автором ряда конспектов, и куратором системы. Она в своем слове подробно расскажет о ходе апробации, о том, какие проблемы, удобства, неудобства мы испытывали, с чем столкнулись и так далее, поэтому я не буду останавливаться подробно на этом вопросе.

Куратор также может открыть паспорт детского сада. Паспорт детского сада заполняется администратором детского сада, о роли которого я уже говорил, и эта роль позволяет заполнить все данные, которые требуются в двести девяносто третьем федеральном законе, а также формой восемьдесят пять-К Росстата. Соответственно, в этой же программе предусмотрена кнопка для того, чтобы не набирать данные по несколько раз, избавить пользователя от рутинной работы. Эта кнопка просто формирует эти данные уже в формате, которые требует Ростстат, либо в формате для веба, для размещения на сайте, как того требует двести девяносто третий федеральный закон.

Администратор детского сада.

Его основные функции и обязанности: Первое, он заполняет, электронный паспорт. Заполнить электронный паспорт достаточно просто. Там выпадающие меню, списки, то есть следует просто заполнять их, как стандартные анкеты. Второе, он может распечатать эти данные, нажав кнопку, и получить эти данные в форме восемьдесят пять К. Он может вести наблюдение о ребенке, то есть заполнять таблицы, которые, если их не заполняют в режиме онлайн, а распечатывают и заполняют вручную, и вводят их потом уже в систему. Он может создавать учетные записи, то есть, заходы для воспитателей, для родителей. Он также составляет расписание детского сада. Он может составлять конспекты мероприятий, игр, игровых занятий, и размещать их в информационной среде, обеспечивая тот самый региональный компонент.

Он может также вести, ему предоставляется еще инструмент «конструктор» для создания и ведения детского сада. Это требование ФЗ-293 – каждое образовательное учреждение в обязательном порядке должно вести сайт своего учреждения.

Составление расписания.

Составление расписания состоит из следующих процедур. Первое, это ввод ограничений:

А. Какой режим у детского сада – полного, неполного дня, какие выходные дни, какие праздничные дни, работает ли он по выходным;

Б. Ввод режимных моментов.

Второе – это генерация и редактирование расписания на каждый день.

Автомат создает расписание на каждый день, и, естественно, что администратор может с чем-то быть не согласен, тогда он может вручную изменить это.

Третье – он передает через интернет расписание в систему, после чего оно доступно другим ролевым структурам: оно доступно родителям, доступно воспитателю, куратору и так далее.

И последнее, расписание, на которое он щелкает, оно раскрывается, и можно зайти на любой его пункт в любой день недели и получить конспект, соответствующий этому мероприятию.

Воспитатель.

Воспитатель имеет доступ к расписанию, естественно своей группы, куда он заходит под своим именем и паролем. Он попадает в расписание, получает доступ к конспектам и объектам медиатеки, и также, на него возложены функции заполнения таблиц наблюдений за ребенком в диагностическом блоке.

Родитель.

Родитель имеет доступ к расписанию, доступ к конспектам, медиатеке, таблицам наблюдения за ребенком.

Несколько слов, о персональных данных. Естественно в системе возникают персональные данные. Сейчас вступил в окончательную силу ФЗ-152 по защите персональных данных.

Очень серьезные санкции там предусмотрены за его нарушение. По этому поводу буквально два слова.

Естественно, что персональные данные в системе возникают, первое, это персональные данные на воспитателя, заведующую и другой персонал детского сада. Здесь проблем никаких нет, так как в соответствии со статьей 302 ФЗ-203, эти данные должны в обязательном порядке находиться в открытом доступе. Проблемы возникают, когда речь заходит о родителях и детях. Мы пошли по такому пути, что в системе находятся, так называемые условные данные на родителя и ребенка.

Соответствие условных и реальных данных заносится в книгу и хранятся у заведующего. Таким образом, снижается уровень требуемой системе защиты, что существенно понижает стоимость охранных мер. Так мы решаем вопрос, связанный с требованием сто пятьдесят второго закона. Тем не менее на узле, где стоит эта система, установлен полный комплект средств защиты, однако апробация показала, что родители негативно относятся к тому, чтобы их данные и данные об их детях, крутились где-то в интернете, пусть в закрытом виде, пусть в защищенном виде. Поэтому мы разработали типовой договор между детским садом и родителем, который они подписывают. Как правило, они выбирают, либо они разрешают свои данные, либо не разрешают.

Диагностика и мониторинг.

Это тоже требование ФГТ, как вы знаете. Какой здесь реализован подход? Как я уже говорил, данные наблюдений заносятся в полуавтоматическом режиме в систему. Это очень простые упрощенные данные. В информационной системе на основе специальных алгоритмов происходит расчет вероятностей по диагностике. Показатели, по которым собираются данные описаны в ФГТ: это физическое развитие, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, овладение средств, ну, и так далее, не буду зачитывать все подряд. Каждая из этих характеристик оценивается по трехбалльной системе: ниже среднего, средняя, выше среднего. Преимущество этого подхода заключается в том, что система при этом может работать с неполным объемом данных. Например, какие-то таблицы не заполнены. Значит вероятность будет ниже, то есть точность вычислений будет ниже, но она все равно будет.

Ну, и совсем уже коротко, о перспективах развития системы. Мы планируем естественно создание материалов, принципиально ориентированных на родителей, в особенности ориентированных на мобильные устройства, планшеты, смартфоны и так далее.

Дальше, специальные конспекты по активному использованию современных игр и игрушек.

Автоматизация анализа товаров для детей через базу данных материалов и оборудования.

Статистические исследования, так как в системе все фиксируется, все фиксируется в базах данных, то это позволяет статистически анализировать, что и как происходит.

И чего бы нам очень-очень хотелось, это чтобы эта технологическая площадка стала для отработки различных экспериментальных программ, то есть на сегодняшний день сейчас мы исходим из одной программы - "Шаг в будущее". Но система позволяет неограниченное количество программ создавать в этой системе.

Также включение новых конспектов в систему, тут предусмотрены простые механизмы создания конструкторов этих конспектов. То есть когда вы создаете свои какие-то программы и конспекты, то зачем искать каждый раз заново какие-то источники, когда она уже есть в медиатеке, семь тысяч объектов, поверьте, это реально очень много.

И отладка диагностических процедур. Так как в базах данных сохраняются данные наблюдения о детях, то в соответствии с этими данными можно применять различные процедуры диагностики. Я хотел передать слово Ирине Ильиничне.

Тополева Елена Андреевна:

Уважаемые коллеги, извините, сейчас Ирина Ильинична уже продолжит рассказ о столь интересном проекте, я просто, к сожалению, должна на другие общественные слушанья уйти, но, мне кажется, даже то, что мы уже услышали от Дмитрия Лоллиевича, тоже очевидно показывает очень большие возможности и перспективы этого проекта. Поэтому я просто хочу вам пожелать дальнейшей успешной презентации, обсуждения. Я с удовольствием тоже потом познакомлюсь с результатами сегодняшнего мероприятия, чтобы понять, как помочь в продвижении этого прекрасного начинания. Вот, желаю вам всем успеха, и передаю Ирине Владимировне ведение мероприятия.

Агличева Ирина Владимировна:

Спасибо, спасибо большое. Ирина Ильинична, пожалуйста.

Комарова Ирина Ильинична:

Я постараюсь очень коротко сказать, не только о «просвещенном родительстве», но вернуться к родителям. На самом деле каждый из многих участников проекта, а участников этого проекта реально много, каждый пришел в этот проект с какой-то своей сверхзадачей. Честно говоря, моей сверхзадачей, с которой я пришла в проект, было желание защитить детей от волны ИКТ, если так можно выразиться, это моя позиция, может быть, не очень популярная сегодня. Объясню почему. Когда радостный Дмитрий Анатольевич увидел трехлетнего ребенка, держащего мышку в руках, он обрадовался, ибо для него это было символом прогресса страны, и я его с одной стороны понимаю, как гражданин страны. Но как бабушка и мать, я очень с большой опаской отношусь к этому явлению, потому что очень часто наши дети становятся механизмом зарабатывания денег, то есть фактически, кто-то повышает свою конкурентоспособность за счет наших детей. Потому что насколько вредны или полезны ИКТ, как справедливо заметил на встрече с тем же Дмитрием Анатольевичем, уже упоминавшийся много раз, господин Асмолов, этот вопрос еще не исследованный, и его необходимо исследовать всесторонне. За то, что он это сказал и озвучил наши опасения, большое ему спасибо. Поэтому мне показалось, что было бы полезно развернуть ту волну, которая сейчас может захлестнуть наших детей, таким образом, чтобы эта волна принесла помощь и пользу родителям и воспитателям. Потому что средства будут вложены те же самые, но они просто будут гораздо более эффективно использованы.

И таким образом родился проект, который называется «Виртуальный детский сад». Но он, как бы разбился сразу на два проекта. Изначально идея «виртуального детского сада» состояла в следующем. Чтобы те родители на тот момент, когда этот проект только задумывался, у нас насчитывалось три миллиона детей, нуждающихся в детских садах, в местах в детском саду. Чтобы эти родители имели возможность придти в методический центр, который бы выделило Управление образования, или в тот же детский сад, который ближе к ним находится, и прошли диагностическое обследование. И на этом основании родителям выдали доступ к такой технологической платформе, на которой они могли бы выбрать, согласно диагностике, ту программу, по которой лучше всего их ребенку развиваться, начиная, что называется, от перечня игр, перечня книг, текстов книг, то есть та же самая медиатека, плюс, меню, потому что не всякая мама дома может обеспечить разнообразие в питании не потому, что не умеет готовить, а потому, что не всегда в голову приходят, какие-то новые идеи.

И при этом раз бы в год ребенок, не подвергаясь сильной диагностике со стороны взрослых, и чтобы детские, самые, можно сказать, нежные годы не превращались в гонку за успехом. Потому что нервная система ребенка эту погоню плохо переносит, впрочем, как строго говоря, и нервная система взрослого. Накопленные данные о ребёнке за несколько лет дали бы возможность ему придти в первый класс, не отстав от своих сверстников, которые посещали детский сад. Собственно говоря, когда вот эта программа была придумана, она нашла очень большую поддержку в нашем окружении. Это окружение составляли люди, которые входили в такой общественный совет информатизации дошкольного образования, который был создан на базе МГГУ имени Шолохова. В эту группу входил Дмитрий Лоллиевич («Е-Паблиш» нас всегда поддерживал). Очень многие структуры нас поддержали: это и фонд «За выживание человечества», и, безусловно, благотворительный фонд «Мое поколение», и МОО «Информация для всех», и «RU-центр».

Но уже тогда в этой среде родился другой проект. Оказалось, что эта схема, которая, как мы думали способна сильно облегчить жизнь родителям, она в большой степени оказалась востребована воспитателями. Как раз в этот момент Министерство образования, объявило конкурс на формирование информационной среды методической поддержки для дошкольных образовательных учреждений.

Вот, собственно говоря, тот подтекст, который скрывается за той колоссальной трудоемкой работой, которая была проведена коллективом, но я надеюсь, что еще будет проведена многими из нас, потому что здесь как говорится, начать и закончить. Такие большие, масштабные проекты, конечно, требуют напряжённого участия самых разных сил.

Чем оказался хорош этот проект? За это время удалось создать технологическую платформу, которая позволяет нам всем без, как у Островского было сказано, "без различия степеней и званий", участвовать в колоссальном деле поддержки нашего детства. Поэтому здесь, чем и хороша информационно-коммуникационная система, не надо никому доказывать, кто первый, кто второй, кто третий, потому что тот кто сделал, он и хорош. Там за экраном пользователю не видно, как кропотлив труд людей, участвующих в этом проекте. Ну, я надеюсь, что все-таки это действительно позволит облегчить труд и воспитателей, и родителей, потому что родители – это другая ипостась. У нас у всех еще очень много работы.

И я надеюсь, что эта платформа, которую мы сегодня обсуждаем, позволит участвовать в этом проекте разработчикам любых программ. Так, когда была апробация, например, в Великом Новгороде, в котором на уровне области поддерживают программу «Сообщество». Там сначала достаточно напряженно отнеслись к этому ресурсу, а потом, когда увидели, что это такое, они сказали, что да, им это очень интересно, потому что это то, о чем они мечтали. На самом деле, мне очень хочется, чтобы этот проект был всеми так и воспринят, чтобы каждый здесь нашел ту часть, о которой он мечтал. Спасибо за внимание.

Агличева Ирина Владимировна:

Спасибо, Ирина Ильинична. Ирина Ильинична – главный редактор информационной системы проекта. И мы приглашаем к выступлению Соломенникову Ольгу Анатольевну – куратора апробации проекта по Московской области, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой дошкольного и младшего школьного возраста педагогической академии.

Соломенникова О.А.

Спасибо. Добрый вечер, уважаемые коллеги, я продолжу то, что сегодня говорили мои разработчики, наши разработчики. Хотелось бы обратить внимание на следующее. Содержательную часть проекта, я надеюсь, вы услышали и поняли. Как это проект апробировался в Московской области в десяти дошкольных учреждениях, с этим я вас и познакомлю.

Я являюсь куратором, как сказал Дмитрий Лоллиевич, именно в Московской области. Те дошкольные учреждения, которые участвовали в экспериментальной работе, с этими учреждениями мы и осуществляли апробацию программы, которая была создана авторским коллективом. Задачи, которые стояли перед дошкольными учреждениями, вы слышали, но в процессе апробации появлялись новые задачи, которые вместе с сотрудниками дошкольных учреждений, вместе с разработчиками программы мы решали. Вы видите лишь ряд тех задач, которые решались в процессе апробации. И разработка программы для детского сада, ту, которая сейчас разрабатывается в каждом дошкольном учреждении. Это и разработка паспорта детского сада, далее мы заполняли этот паспорт, корректировали, выходили на разработчиков программы, согласовывали какие-то положения с ними, потом снова корректировали, заполняли. Безусловно, апробация, она требует определенного времени, поэтому каждое дошкольное учреждение приняло активное участие в данной работе.

Я, как куратор Московской области, работающий с детскими садами, переживала по поводу того, освоят ли педагоги дошкольных учреждений данную программу, и как быстро. Но действительно первый семинар прошел, затем проба в дошкольных учреждениях. И на втором семинаре педагоги уже спокойно работали в данной программе, поэтому данная программа лишь требовала каких-то коррективов, которые будут удобны тем педагогам, которые непосредственно вступят в практическую работу с данной программой. Были проведены семинары, вот представители дошкольных учреждений, ряда дошкольных учреждений находятся здесь и обсуждения тех материалов, которые мы получили от разработчиков программы, и далее списки, вот вы видите, дошкольных учреждений. Это город, городской округ Балашиха, город Серпухов и Щелково.

Апробация прошла, безусловно, с детьми тех материалов, которые были разработаны, как мы сейчас называем, непосредственно образовательная деятельность. Но в нашей программе мы привыкли называть это занятиями и продолжаем отстаивать по мере возможности данное понятие, потому что оно научно обоснованное, оно понятно всем педагогическим работникам. Апробация прошла во всех десяти дошкольных учреждениях, мы, безусловно, должны иметь определенную среду, которая осуществляется данной работой. И вот на базе этих учреждений мы осуществляли апробацию по разделу ознакомления дошкольников с природой. Вы знаете, что сейчас в образовательной области "Познание", выделена отдельно эта работа, и вот непосредственно одно из занятий так и называется, «Собака – друг и помощник человека». Вы просто наглядно видите ту презентацию, которая составлена разработчиками программы, и использована на занятиях. Как Дмитрий Лоллиевич сказал, это может быть использовано в разных вариациях. Это компьютер у каждого ребенка, это электронная какая-то другая, другие какие-то материалы, это исходит из тех возможностей, которые имеются в дошкольном учреждении. Безусловно, при апробации мы старались использовать залы, но в дальнейшем, я думаю, мы будем входить с предложениями и к дошкольным учреждениям в том, чтобы была возможность использовать какие-то материалы в групповых комнатах. Значит, над этим разработчики также продолжают трудиться, и после апробации материалов будут сделаны определенные предложения.

Вы видите большую заинтересованность детей в этом направлении, осуществляется интеграция разных видов деятельности, и, безусловно, при ознакомлении с природой интегрируем непосредственно с изобразительной деятельностью, в которой ребенок отображает те впечатления, которые он получил в процессе ознакомления с окружающим миром. Но наши педагоги очень творческие люди, мы в конспекты даже не прописывали живой объект. Они вот изыскали возможность со всеми непосредственно документами привести собаку и показать детям живой объект, что, безусловно, очень важно при ознакомлении с природой, потому что ни что не изменит природу настоящую. Ну, и в процессе этого, безусловно, формируется эстетическое отношение к природе, ну, и ряд снимков, которые просто радуют нас, глядя на тех детей, которые принимают участие в нашем эксперименте, не подозревая, безусловно, а проживая свое детство. И согласна совершенно со словами Ирины Ильиничны, самое главное, это сохранение здоровья, и с нашей стороны, со стороны разработчиков очень важно помочь педагогам, педагогическим коллективам в условиях реформирования образования оказать методическую помощь всем педагогам, которые в этом нуждаются. Поэтому данная программа создана для этого, мы продолжаем принимать те предложения, рекомендации со стороны экспериментальных садов, и делаем все возможное, что в наших силах. И в конце своего выступления, уважаемые коллеги, разрешите поздравить вас с наступающим праздником и прошедшим праздником, днем дошкольного работника, может быть, это еще не общепринятый праздник, но, тем не менее, в нашей стране это уже является праздником. Спасибо.

Агличева Ирина Владимировна:

Большое спасибо, Ольга Анатольевна. Я напоминаю, что у нас есть возможность задавать вопросы в письменном виде, да? Вы фиксировали вопросы в течение выступления, и сейчас мы переходим к осуждению проекта, коллеги. Кто-то готов? Задавая вопрос, просьба включать микрофон. Ну, может быть, пока коллеги готовятся, у меня вопрос к Дмитрию Лоллиевичу. На мой взгляд, очень важно, что есть экспертиза тех конспектов занятий, тех программ, которые могут быть выложены в данном проекте. Если я правильно поняла, и медиатека, и все другие разделы могут обновляться, да? И они могут обновляться, как собственно представителями дошкольных учреждений, да, возможно и родителями, а каким образом будет осуществляться экспертиза? Не получим ли мы вот такую емкость, как «YouTube», например, где можно найти все, что угодно? Спасибо.

Баландин Д.Л.:

Хороший вопрос. На самом деле этот вопрос скорее к Ирине Ильиничне, как к главному редактору, поскольку фильтрацией всего этого в системе занимается как раз главный редактор. Значит, система, прежде всего, рассчитана на то, чтобы избавить педагога от страшных поисков. Мы столкнулись с этой проблемой, я даже, честно говоря, не ожидал, что существует такая проблема, действительно огромная проблема найти ноты, тексты и так далее, чтобы все это было, не просто разрозненные какие-то, а то, чтобы они выстраивались в эту программу и так далее. Так вот медиатека позволяет при создании своего авторского конспекта педагогу использовать уже готовую базу данных из семи тысяч объектов. Ну, естественно она будет пополняться. Пополнение мы предусматриваем главным образом за счет дополнительных закупок, то есть мы уже провели закупки вот в «Шатер-сток», заказывали художникам, то есть проводили лицензионную очистку и так далее. И также эта деятельность будет продолжаться. Если педагог, например, смотрит базу данных медиатеки и не находит, и считает, что вот семь тысяч объектов ему мало и хочется внести что-то свое, то он размещает это в систему, и в системе это может появиться только с одобрения главного редактора. То есть система предусматривает такие средства в этом плане защиты.

Комарова Ирина Ильинична:

Конечно, ни о какой экспертизе в одном лице речи быть не может, потому что вы понимаете все, даже если собрать десять гениальных людей, все они будут гениальны в своей области. А собственно простому человеку трудно с гениями тягаться, поэтому область, которую он может охватить, она, конечно, еще больше сужается. Сейчас формируется экспертный совет специалистов, которые отбирают то, что необходимо. Этот экспертный совет, совет экспертов он будет вывешен на портале, и я думаю, что мы разработаем систему голосования, когда могут голосовать за экспертов участники портала. Я думаю, это будет справедливо. Спасибо.

Агличева Ирина Владимировна:

Сразу предложение. Может быть, Ирина Ильинична, еще один экспертный совет, представители общественности. Это может быть родительская ответственность, да?

Комарова Ирина Ильинична:

Да, да, да, можно так сделать, да. Спасибо большое, это хорошее предложение.

Агличева Ирина Владимировна:

Коллеги, вопросы. Как внимательно все слушали. Представляйтесь только, ладно?

Ольга Романова, Межрегиональная академия строительного и промышленного комплекса, но в первую очередь мама. А скажите, пожалуйста, насколько полезна, целесообразна и насколько часто возможно пользоваться данными ресурсами деткам, которые находятся в садике компенсирующего вида с проблемами по зрению?

Агличева Ирина Владимировна:

Кому вопрос?

Ольга Романова:

Ирине Ильиничне.

Комарова Ирина Ильинична:

Если вы заметили, то, когда Дмитрий Лоллиевич говорил о ролевом участии, там слова «дети» не произносилось. Дети не пользуются этой системой. Более того, воспитатели, если оборудование детского сада позволяет, могут в указанных в СанПиНе объемах показывать детям на экране эти изображения, да? На самом деле в основном, этот вопрос возник у нас во время апробации, что необходимо просто часто распечатывать. Распечатывать и показывать, может быть, даже книги и иллюстрации, о которых говорится, которые предлагаются, а не экран. Но, возможность показать любую книгу в виде презентации есть, потому что объем изобразительного материала в медиатеке очень высок и книги особенно популярные в медиатеке представлены в виде презентаций. Но мы с вами прекрасно понимаем, что все воспитатели с одной стороны ограничены действиями СанПиНа, и, слава Богу, что ограничены. На самом деле гораздо больше, за экраном, а экраны, безусловно, вредны, как показывают исследования американцев, немцев, англичан, австралийцев, то есть во всем мире ведется очень большая работа по исследованию того, насколько экранные средства коммуникационные вредны детям. И совершенно доказано, и, во всяком случае, существуют такие, существует позиция, например, изложенная американской ассоциацией педиатров о том, что до трех лет нецелесообразно ребенку, ребенка сажать за экран. А, между прочим, если вы посмотрите, извините, я отступлю, конечно, но это все равно в тему. Если Вы посмотрите программу НТВ, то у нас сейчас, например, «Квартирный вопрос» - передача, которую можно смотреть с нуля плюс. Это курьез, конечно, но воспринимается он как издевательство, поэтому в данном случае это даже большое вопрос к родителям, насколько они позволят своим детям сидеть за экраном. Все равно между ребенком и экраном всегда стоит взрослый в этом системе, что, мне кажется, очень важно. Спасибо.

Агличева Ирина Владимировна:

Еще вопросы есть, коллеги? В нашей аудитории присутствуют практики, непосредственно воспитатели детских садов, и Москвы, и Московской области.

Ключко О.И.:

Включен, да? Позвольте вопрос. Кафедра психологии и образования Московского городского педагогического университете, Ключко Ольга Ивановна. Мне интересно, что получат родители, в какой форме они получат помощь для проведения занятий в рамках семейного воспитания? Понятно, что конспекты для профессионалов, для подготовленных педагогов, это одна форма, а вот в какой форме помощь получат родители?

Комарова Ирина Ильинична:

Спасибо. Ну, это, наверное, тоже вопрос к нам. Это тот проект, который коллектив делал вместе с Общественной палатой и с фондом «Мое поколение», проект «Просвещенное родительство». Фактически мы разработали курс для того, чтобы помочь родителю сориентироваться в очень быстро меняющемся мире. В этом году мы апробировали этот курс. Здесь присутствует много людей, которые являются выпускниками этого курса. Может быть, кто-то из них захочет что-то прокомментировать, но сейчас мы делаем, обрабатываем этот курс для выкладки по взаимному соглашению с фондом «Мое поколение» для выкладки в этой системе, с одной стороны. С другой стороны, мы сейчас работаем как раз над той виртуальной частью детского сада, которая адресована непосредственно родителям, у которых дети не ходят в детский сад. И третье, родители, которые водят все-таки в детский сад своих детей, если детский сад участвует в этом проекте, то фактически вся работа, которая ведется, все книги, все рисунки, которые рисует ребенок, все, что он делает в детском саду, оно накапливается в базе данных.

Во-первых, родитель может познакомиться с тем, что делает его ребенок, он может обсудить это с воспитателем, потому что, вы представляете, когда когда родитель приходит вечером за ребенком в детский сад, а воспитатель уже на выдохе. Ему нужно, во-первых, отдать ребенка в те руки, в какие надо, чтобы не было тех случаев, которые мы видели на экране, и он еще должен проследить за оставшимися детьми в группе, чтобы они, не дай Бог, себя, значит, не повредили, и не случилось никаких неожиданностей. Собственно говоря, он не может вечером толково поговорить с родителем. Поэтому у него остается возможность общаться с родителями, может быть, в сети, либо в отдельный день, но об этом тоже надо договариваться. Во всяком случае, традиционные формы коммуникации через сеть с воспитателями, программы детского сада, видеоряд, чем занимается ребенок в детском саду, доступ к медиатеке такой же, как и у воспитателя, фактически. Вот то, что получает родитель.

Может быть, я не все охватила сейчас, потому что на самом деле, как вы понимаете, сейчас программа находится в апробации. Апробация – это тоже тяжелая работа. И в процессе апробации система сильно меняется. Вернее, не сильно меняется, она корректируется сильно. Возникает много вопросов, ну, как вот «гладко было на бумаге, но забыли про овраги». Все равно любая система в процессе деятельности будет изменяться. Я думаю, что что-то измениться, что-то добавиться, честно говоря, я рассчитываю на то, что участники нашего первого курса «Просвещенное родительство», мы их сможем обучить работе в этой системе, то есть это, как бы, такое негласное приложение к курсу, если они выразят такое желание. Спасибо.

Агличева Ирина Владимировна:

Спасибо за предложение, я думаю, что слушателям курса это очень важно, по крайней мере, в рамках курса периодически звучал запрос по освоению новых технологий и возможность их как раз апробации и использования. Комментарии, да?

Баландин Д.Л.:

Да, можно я еще добавлю по поводу того, что получает родитель. Родитель получает доступ к медиатеке, и выяснилась интересная вещь, например, в медиатеке имеется огромное количество текстов, иллюстраций к этим текстам, музыки и так далее. То есть родитель получает полный доступ к медиаресурсам, отобранными в системе. То есть вот это, кроме того, что сказала Ирина Ильинична.

Агличева Ирина Владимировна:

Секундочку. Вот Александр Ильич у нас здесь присутствует Савенков. Александр Ильич, присаживайтесь поближе, наверное, вам есть что сказать. Мы обязательно найдем для этого время, и Ольга Анатольевна, да?

Соломенникова О.А.

Да, я немножечко добавлю к тому, что говорили мои коллеги. Работа с родителями, безусловно, выстраивается иначе, чем работа с педагогами. Мы составляли конспекты, программы для профессионалов. Для родителей мы больше будем прописывать технологию, как это делать, а не только содержание. Содержательная часть известна, но когда это не профессионал, то, безусловно, должна быть прописана технология, поэтому перед разработчиками стоит задача расписать технологию, а медиатека уже имеется. Она может быть использована, как родителями, так и педагогами, но с более подробными рекомендациями.

Агличева Ирина Владимировна:

Спасибо большое. Представьтесь.

Савенков Александр Ильич:

Меня зовут Александр Ильич, я работаю в Городском педагогическом университете московском. И большую часть педагогов-дошкольников для города Москвы выпускает наш институт, Институт педагогики, психологии и образования. И, безусловно, нам очень интересен этот проект, вот что я хотел бы отметить, прослушав то, что здесь звучало. Всем мы помним, «как Вы яхту назовете, так она и поплывет». Вот здесь хорошее название, название современное, и это как-то воодушевляет. Если говорить о содержании, мне больше всего понравились картинки с детьми, собакой и с козой. Но, если говорить серьезно, то вот глядя на содержание, я все же думаю, что там есть еще много чего, что надо было бы шлифовать. Вот в частности диагностика, там точно надо навести логический порядок. И вы знаете, есть методический инструмент, если уж я заговорил о диагностике, методический инструмент, ориентированный на то, чтобы оценку уровня, например, одаренности, или уровня конъюнктивного развития ребенка, уровня его психосоциального развития, мог провести родитель, воспитатель на своем уровне, психолог. Это участники образовательного процесса, может быть, и не равноправные по отношению к системе, но совершенно очевидно, что каждого нужно вооружать своими инструментами. Я думаю, что эту сторону дела надо было бы учесть. Что касается конспектов, вот о них тут сказали, и я знаю, что Тамара Семеновна большой мастер по части их составления, и этим активно пользуется, наверное, это все очень интересно. Вот только опять хотелось бы, ну, как-то больше логики во всем этом. Вот списки мне представлялись многие не рядоположенными. Извините, не могу от этого удержаться. Я думаю, что это содержание будет обновляться, наращиваться, создан вот некий костяк. Очень интересный заход такой, и я думаю, что этот проект ожидают хорошие перспективы.

Агличева Ирина Владимировна:

Большое спасибо. И еще есть вопросы, да? Представляйтесь только, пожалуйста, коллеги.

Архипова Елена Филипповна

– профессор Шолоховского МГГУ. У меня такой вопрос – как может совмещаться в рамках этого проекта визуальная деятельность детей с их предметно-манипулятивной функцией? Наверное, Ирине Ильиничне вопрос. И еще, пока только комментарии. Мне кажется, это такой грандиозный проект, в результате это будет, скорее всего, помощь всем дошкольным педагогам всех специальностей, не только воспитателям, потому что там будет запрограммирована вся образовательная дошкольная деятельность по всем направлениями по федеральным государственным требованиям. Это будет, как, наверное, огромный такой единый проработанный скрупулезно методически выверенный материал, к которым могут пользоваться все специалисты и родители. И, наверное, это назревший проект для того, чтобы дошкольники получили по максимуму подготовки к обучению в школе. Вопрос Ирине Ильиничне "Как может визуальное восприятие материала с экрана детьми совмещаться с их предметно-манипулятивной деятельностью одновременной?"

Комарова Ирина Ильинична:

Может быть, я что-то неправильно скажу, тогда вы меня поправите. Когда я изучала то, как это осуществляется, например, в других странах, там опять же отмечается тот факт, что компьютер включается ребенку в самую последнюю очередь, после того, как он уже все попробовал и узнал на предметном уровне, потому что предмет – это самое первое. Но есть некоторые вещи, которые я действительно не знаю чем их можно заменить, в которых компьютер нужен. Например, очень популярны, очень широко используют для детей наблюдение, когда видеокамера устанавливается в улье. И вот это очень интересно, потому что на самом деле ребенок же опыт берет отовсюду, и в частности из мультфильмов. Что делает ребенок, когда к нему подлетает пчела? Во всех знакомых мультфильмах, он от нее начинает отмахиваться, то есть делает ровно то, чего делать нельзя ни в коем случае. Есть только один детский мультфильм, я его увидела, в Челябинске, сорок пятого, кажется, года, о том, как раз о том, что этого делать не надо. Я случайно попала в музей, где была выставка мишек, и там вот этот мультфильм показывали. Как ребенка защитить от этого? Мы с вами понимаем, что укусы становятся все опаснее и опаснее, потому что они все чаше и чаше приводят к жестоким аллергиям, да? Как ребенку познакомиться так, чтобы вести себя абсолютно правильно? Значит, действительно, использование ИКТ в этом случае позволяет и узнать новое, изучить повадки пчёл, соединяя изобразительный ряд и предметно-манипулятивную функцию. Этот опыт, мне кажется, очень интересным. С другой стороны, у нас в детском саду мы очень долго наблюдали, как растет лук на окне. Но я думаю, если кто-то из присутствующих посещал детский сад, он тоже, наверное, это помнит. Казалось бы, равносильно пчелам можно показать на экране, как растет лук, все процессы его роста, но что здесь происходит? Это уже не срабатывает. Почему? Потому что у ребенка нарушается представление о скорости процессов происходящих Мне кажется, что это, как Ушинский говорил, это искусство на грани с наукой, да? Мне кажется, что нужно будет каждый раз подбирать всё очень искусно, и не всегда самое очевидное решение самое правильное.

Архипова Е.Ф.

Спасибо, Ирина Ильинична. Мне кажется, это, «Виртуальный детский сад» - это как дополнительный вид используется в дошкольном образовании. Дополнительным, не заменяющим.

Комарова Ирина Ильинична:

Да, да. Да, да.

Архипова Е.Ф.

Спасибо.

Агличева Ирина Владимировна:

Коллеги, спасибо большое. Нам нужно уже завершать первую часть нашего мероприятия. Но все-таки, да, вопросы, Вам обязательно нужно дать слово, представьтесь, пожалуйста.

Алексеевна Алла Сергеевна:

 – специалист по дошкольному образованию в церковной системе. У меня вопрос к Дмитрию Лоллиевичу. Учитывайте ли вы в своем проекте пожелания родителей, которые хотят воспитывать своих детей на ценностях православия? У нас в России развивается сеть православных детских садов, на базе государственных и муниципальных детских садов открываются православные группы. Семейные детские сады и муниципальные дошкольные учреждения интегрируют духовно-нравственное воспитание в систему образования.

Баландин Д.Л.:

Спасибо за этот вопрос. Ну, как я уже, я, к сожалению или к счастью, могу отвечать только за техническую сторону вопроса. Значит, технически система позволяет вносить и вести неограниченное количество программ, в том числе и программ духовного воспитания. И с нашей стороны, вот лично даже с моей стороны я буду очень рад, если мы найдем контакты, вот будем сотрудничать, и Вы представите, мы предоставим Вам все заходы, ресурсы и так далее, для создания именно вот Ваших программ, которые будут помогать соответствующим детским садам.

Алексеевна Алла Сергеевна:

Спасибо, в настоящее время мы разработали православный компонент дошкольного образования, по федеральным требованиям Министерства образования.

Баландин Д.Л.:

Замечательно, давайте тогда обменяемся контактами, и я приглашаю вас к участию.

Агличева Ирина Владимировна:

Тамара Семеновна.

Комарова Т.С.:

Мне бы хотелось добавить вот что. Дело все в том, что наша страна и наши мегаполисы, и просто небольшие поселки, все они всегда наполнены людьми разных верований. И поэтому достаточно сложно вводить какую-то одну веру в то или иное учреждение. Мне думается, чтобы было бы демократичнее не вводить это как обязательное, скажем, занятие, или еще какие-то моменты в детском саду. А дать это все семье, пусть семья решает, какое вероисповедание она будет воспитывать у своего ребенка, как это будет происходить. Мне думается, что когда мы это вводим в детские сад, возникают конфликтные ситуации. И вот один из примеров таких, когда ребенок приходит в детский сад, ну, и естественно не подозревает о том, что его ждут там какие-то вопросы. Подходит мальчик мусульманской веры и говорит: «Как? Ты не мусульманин?». Причем с таким осуждением и, так сказать, давлением, что ребенок чувствует себя неуютно. Он, вроде бы, как и не соответствует требованиям. Мне думается, что это очень тонкий вопрос, и его в массовом порядке решать надо очень осторожно. Спасибо.

Агличева Ирина Владимировна:

Можно я немножко добавлю свое понимание. Вот как сегодня было понятно Дмитрию Лоллиевичу из презентации, что есть возможность выкладывать альтернативные занятия и конспекты, да? И вот в этом разделе это вполне может быть уместно, и собственно да.

Баландин Д.Л.:

Да. Да, совершенно верно. Именно преимущество ИКТ-систем в широкой вариативности. То, что вы можете выкладывать любое количество программ, ориентированных на соответствующую целевую аудиторию. Если детский сад ориентирован уже, ну, вот на духовное воспитание в православной вере, то эта система позволяет это делать. Ориентирован он, там, на мусульманскую веру, то ради Бога, он позволяет. Вы же не будете навязывать эту программу, и она является, так сказать, программой свободного выбора. И сама системе технически позволяет создавать и накапливать любое количество любых программ. То есть мы так отвечаем, мы как технари просто вот это Вам гарантируем. А уже содержательная сторона вопрос, это вот уже, коллеги, тема педагогического, там, сообщества.

Комарова Ирина Ильинична:

Я прошу прощения, Дмитрий Лоллиевич. Мне кажется, это не совсем тема только педагогического сообщества. Как мы знаем, существует духовная цензура, она сейчас очень жесткая, и поэтому этот вопрос нам нужно будет решать, не одним. Потому что мы здесь можем оказаться святее Папы Римского, и поэтому, я думаю, если нам нужно будет в экспертный совет вводить представителей тогда РПЦ и соответствующих других конфессий, причем именно тех, на том уровне, которые принимают решения, и которые дают соответствующие разрешения. Потому что это очень щепетильный вопрос, и если они дают согласие, то все размещается.

Агличева Ирина Владимировна:

Спасибо.

Савенков А.И.:

Извините, еще по этому поводу два слова. Знаете, ведь можно вспомнить наших предшественников. Помните, когда на заре советской власти Надежда Константиновна Крупская, жаль разжалованный классик, говорила, что мы должны создать систему образования, в которой слово «коммунизм», может быть, не упоминалось бы, но вся система должна быть пропитана коммунизмом. Вот в отношении православия, либо какой-то другой религии, вероятно не надо какого-то специального компонента и специальных занятий, но надо так написать содержание занятий. А ведь русская культура, она от православия неотделима, это невозможно сделать. Уберите православие, и не будет России и нас, русских. Поэтому вот, как коммунисты в свое время правильно написали историю, правильно отобрали литературные произведения, правильно под правильным углом преподавали химию, биологию, математику и все остальное, и школа стабильно выводила коммунистов, не делая урока коммунизма. А мы сейчас в четвертый класс вели предмет «основы религии», там, православия, светской этики. Как будь-то бы, можно это изучать отдельным предметом. Я думаю, здесь надо использовать вот тот же многократно отработанный вариант, он будет давать хороший педагогический результат.

Агличева Ирина Владимировна:

Очень так интересно развернули вопрос. И еще есть вопросы, да? Давайте последний вопрос.

Вопрос: Хочется вернуться к вопросу о родителях. Я так поняла, что родители получают информацию, а информацию туда выкладывают воспитатели. Как часто должна обновляться информация? Потому что я понимаю, родители заинтересованы видеть новую информацию о ребенке как можно чаще. Вот говорили, что там и рисунки, и какие-то видеофрагменты, наблюдение за ребенком. А для воспитателей это, конечно, будет огромный труд. Как часто воспитатели должны эту информацию выкладывать на сайте?

Агличева Ирина Владимировна:

Кто, коллеги, хочет ответить?

Комарова Ирина Ильинична:

Вы знаете, я думаю, что это вопрос совместного решения. Система позволяет, та система, которая заложена в основу диагностики, она хорошо, отлично работает, и это проверено при даже неполной системе данных. Поэтому она все равно автоматически будет, выстраиваться на имеющемся материале. Мы должны будем все-таки это решать вместе с воспитателями. То есть это можно решить только на основе опыта, как получается. Сейчас система сделана так, чтобы воспитателю это можно было сделать максимально удобно. Но понимаете, мы считаем, что воспитателю это должно быть удобно. А надо еще проверять, действительно ли это удобно воспитателю. Воспитатель должен сам посмотреть. Сейчас я смотрю, воспитатель заполняет, очень многие рабочие тетради. То есть, в принципе, эта работа ведется ежедневно. В системе не нужно будет заполнять таких тетрадей, но все равно какие-то отметки нужно будет делать. Какие-то вещи воспитатель, например, как бы, отсканировать работы детей, это можно сделать иногда и вместе с детьми. Все это надо отрабатывать. Это будет решаться, спасибо.

Агличева Ирина Владимировна:

С учетом опять родительских сообществ, да, потому что, например, Российская ассоциация родителей, они предлагают свои альтернативные какие-то программы, да, будем их учитывать мнения? Хорошо, спасибо. И еще у нас… Давайте последний-последний вопрос, потому что по времени нам уже нужно заканчивать.

Тарасова Н.В.:

Федеральный институт развития образования, Тарасова Наталья Владимировна, Центр дошкольного общего и дополнительного образования. С разработчиками проекта, непосредственно с Дмитрием Лоллиевичем мы знакомы и в контакте были в рамках данного проекта уже достаточно давно, с одиннадцатого года. Поэтому, наверное, чуть больше знаем о работе, чем многие здесь из присутствующих. Я бы хотела сказать, что это, пожалуй, первый ресурс в нашей стране, который разработан для дошкольного образования. Конечно, как любой огромный проект, а проект действительно очень масштабный, он, безусловно, и с авторами это обсуждали, и вчера буквально мы с авторами обсуждали, что он требует по определенным, скажем, направлениям еще доработки. Но при всем при этом, проект настолько мобильный, что вот сегодня из всех выступлений разработчиков, и даже тех комментариев, которые вы услышали, вы должны были убедить в том, что мобилен еще и с той точки зрения, что он и расширяется, и дополняется. То есть он открыт и для авторов, то есть в настоящий момент сейчас там выложен один контент, один ресурс. Значит, другие авторы, которые пожелают выложить и поработать, пожалуйста, это возможно. Кроме всего прочего, возможно расширять и за счет новых медиаэлементов, что тоже немаловажно.

Сегодня мы говорим "век информационного пространства и времени", так быстро все обновляется. Конечно же, эти медиаресурсы, они тоже будут требовать обновления. Наконец, надо сказать, что эта система, она позволяет заложить и новые абсолютно ресурсы, которые в течение одиннадцатого-двенадцатого года, созданы в рамках президентского проекта по разработке нового поколения электронных образовательных ресурсов. Разработано девятьсот новых электронных образовательных ресурсов по пяти образовательным областям в рамках ФГТ. Эти ресурсы лежат в открытом доступе, они бесплатны, но в данном случае эта система позволяет их активно адаптировать и использовать.

Наконец, те опасения, которые я сегодня услышала со стороны работающих, я так поняла, родителей, мне кажется, нам надо просто создавать комфортную среду, счастливую среду для ребенка, не думать о том, готовы ли учреждения, а именно больше думать о детях. Не опасаться о том, что вот школа идет за ребенком, а вот мы должны, скажем так, школу сделать такой, чтобы ребенку было в ней хорошо, или точно также с детским учреждением.

Я благодарна авторам, надеюсь, что они при тех замечаниях, они, конечно, получают замечания, у них еще есть приемочные комиссии, над ними стоит главный заказчик, Министерство образования и науки, безусловно, они получают эти замечания. Они не только доработают, но в данном случае доработают до такого логического завершения, что это уже со следующего года можно будет предлагать непосредственно в работу, ну, скажем так, масштабную, не на этапе апробации а в рамках учреждений Российской Федерации. Мы, как Федеральный институт развития образования, в лице Центра дошкольного и общего образования, мы готовы осуществить такую организационную поддержку для трансляции этого проекта. Мы считаем, что у него есть перспективы. А те трудности или те, скажем, недоработанности определенные, которые там сохраняются, это в процессе, я думаю, необходимо просто ликвидировать. И я надеюсь, что он будет всем интересен, потому что, поверьте вам, потому что сегодня прозвучало, в разных системах люди работают, дошкольных множество программ, и сегодня нет унифицированной программы, про которую можно сказать, вот она, та единственная. Поэтому сама система позволяет найти консенсус между всеми авторами, между всеми подходами, что тоже интересно. Увидеть все разные подходы, медиаресурсы, как каждый будет все это выкладывать. Представляете, если все авторы будут заинтересованы. Тем более у них это будет, и творческий, и научный, ну, и, наверное, я думаю, даже впоследствии какой-то коммерческий интерес, как у автора любого. А права их будут защищены, потому что авторы данного проекта это гарантируют, как любое авторское право. Так что я их благодарю за такую работу. Спасибо.

Агличева Ирина Владимировна:

Спасибо большое, коллеги, я не буду повторяться, собственно Вы уже начали такое заключительное слово, да? Огромное спасибо, ну, в первую очередь авторам проекта за презентацию сегодня, всем участникам, и теоретикам, и практикам, да, в первую очередь, которые сегодня приняли участие в мероприятии. Я напоминаю, что до декабря этого года мы все можем принять участие в наполнении, качественной доработке этого проекта, планируем вначале, возможно и к середине декабря, сделать еще одно обсуждение заключительно.

И, пожалуйста, либо на мою почту организационно, коллеги, с этой почты вы получили приглашение на мероприятие сегодня, либо вот сегодня вы можете обменяться контактами с авторами, Вы присылайте в рабочем режиме свои предложения по проекту «Виртуальный детский сад». Большое спасибо за участие. И мы приглашаем всех на кофе и чай. Спасибо.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»