Концепция области "Чтение художественной литературы "

Информационно-образовательная среда

ВИРТУАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД

Концепция области "Чтение художественной литературы "

 

 

Автор Братухина М.Н., к.п.н.


Общепризнанным является воздействие художественной литературы на все основные сферы развития ребенка: познавательное, речевое, физическое, социально-личностное и художественно-эстетическое.

Цель конспектов, подготовленных для освоения чтения художественной литературы явилось "Приобщение ребенка к духовной культуре, общечеловеческим ценностям". Это приобщение через печатное слово начинается задолго до того, как он сам берет в руки книгу для чтения. Даже самые маленькие дети  способны воспринимать и эмоционально откликаться на красоту природы, предметного мира, человеческих чувств и отношений, выраженную в образах художественного произведения.

Первые впечатления, полученные от литературных произведений, обогащают эмоциональную сферу, ложатся в основу его эстетического и нравственного развития. Благодаря тому, что к художественному произведению можно обращаться не один раз, у ребенка появляется возможность пристально «разглядывать» детали и обращать внимание на то, что прежде осталось незамеченным. При этом большое значение имеет собственная активность детей.

Произведения литературы, отобранные для детей в рамках приобщения к чтению, отличаются своей необыкновенной зрительной точностью. Кроме того они тесно связаны с обеспечением остальных направлений образовательной деятельности, так как позволяют воспитателю самым приятным образом настроить ребенка на восприятие более сложных элементов обучения.

Восприятие художественного произведения – очень сложная внутренняя деятельность, которая будет полноценной только при условии, если ребенок мягко подводить к ней. С самого раннего возраста необходимо настраивать его на серьёзное восприятие литературного произведения.

Взрослый призван помогать ребенку формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг, приобщать его к словесному искусству. Помощь взрослого должна быть не назойливой, а очень тактичной.

Воспитатель в процессе чтения решает следующие задачи:

  • формирование живого, активного интереса к книгам как к объекту окружающего мира;

  • развитие положительного эмоционального отношения к книгам;

  • обеспечение усвоения содержания произведения;

  • развитие умений слушать произведения, следить за сюжетом, сопереживать персонажам и героям, понимать их поступки и последствия этих поступков.

Чтение помогает усиливать различные направления образовательной деятельности, но особенно -- развитие речи.

С каждым годом, задачи педагога усложняются по мере взросления ребенка. Так в возрасте от 2 до 3 лет, решаются следующие задачи ознакомления с художественной литературой:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения литературы, интерес к ним.

  • Помогать детям активно реагировать на художественный текст: стимулировать игровые действия, соответствующие тексту знакомых сказок, песенок, потешек, колыбельных песен и т.п.; стимулировать ребенка повторять вслед за  взрослым отдельные слова выражения из стихов, потешек, сказок.

  • Приучать детей слушать рассказ  воспитателя или чтение по книге и следить за развитием действия, опираясь на картинки в книге, а затем и без них.

  • Знакомить с произведениями литературы и фольклора разных жанров, доступных восприятию, пониманию детей данного возраста.

  • Помогать детям узнавать литературное произведение, его героев, отвечать на вопросы по его содержанию.

  • Заложить у ребенка основы эстетического отношения к книге как к объекту культуры – бережное отношение

  • Побуждать ребенка самостоятельно и повторно рассматривать книги.

 

От 3 до 4 лет:

  • Развивать  у детей способность слушать литературные произведения разные по жанру и тематике.

  • Поддерживать интерес ребенка к книге как к эстетическому объекту окружающего мира, вырабатывать бережное отношение к ней. Закладывать основы представлений о книге как источнике информации об окружающем мире.

  • Развивать у детей способность слушать рассказ  воспитателя или чтение по книге и следить за развитием действия, опираясь на картинки в книге, а затем и без них.

  • Привлекать детей к совместному с воспитателем рассказыванию знакомых произведений: стихов, потешек, сказок.

  • Знакомить детей с многообразием произведений литературы и фольклора об одних и тех же героях (например, народные песенки, потешки, стихи, прозаические и поэтические сказки о коте). Подводить к сопоставлению, сравнению художественных образов разных произведений.

  • Создавать благоприятную почву для детского словотворчества: побуждать  отвечать на вопросы по содержанию текста, выражать  его смысл в действиях, поддерживать проявления импровизации на основе литературного произведения.

  • Побуждать ребенка самостоятельно и повторно рассматривать книги.

  • Всячески поддерживать литературные предпочтения детей в возрасте трех –  четырех лет.

 

От 4 до 5 лет:

  • Продолжать развивать  у детей способность эмоционально реагировать на содержание литературного произведения.

  • Фиксировать внимание детей на жанровых особенностях произведения и некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

  • Развивать у детей способность внимательно слушать рассказ  воспитателя или чтение по книге и следить за развитием действия без опоры на наглядность.

  • Побуждать детей к повторению понравившихся литературных текстов и их фрагментов, интонационному воспроизведению настроения произведения.

  • Продолжать знакомить детей с многообразием произведений литературы и фольклора об одних и тех же героях (например, народные песенки, потешки, стихи, прозаические и поэтические сказки о коте). Подводить к сопоставлению, сравнению художественных образов разных произведений.

  • Поддерживать атмосферу детского словотворчества: побуждать  детей импровизировать на основе литературного произведения, включать литературные образы в игровую, изобразительную деятельность детей и др.

  • Побуждать ребенка самостоятельно.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»