Концепция области "Познание: формирование целостной картины мира, расширение кругозора "

Информационно-образовательная среда

ВИРТУАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД

Концепция области "Познание: формирование целостной картины мира, расширение кругозора "

 

Автор Дыбина О.В., д.п.н.


Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, не осуществляется без планомерного развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: сенсорного развития, формирования целостной картины мира и расширения кругозора детей.

С этой целью различные действия: собирательно-коллекционные, направленные на формирование представлений о многообразии предметов, его многофункциональности; ретро-познавательные, направленные на развитие понимания ретроспективы предмета. С этой целью используют предметы прошлого и настоящего (реальные и изображаемые); энциклопедические действия, направленные на формирование исторических представлений о предмете; турнедействия, которые направлены на развитие умения видеть предмет в движении и развитии; апробационные действия, которые направлены на овладение действиями экспериментального и моделирующего характера; цепологические действия, которые направлены на овладение действиями алгоритмического характера; занимательные действия, которые направлены на развитие умения переносить знания и способы действий в новые ситуации, осмысливать результаты действия; частичнопреобразующие действия, которые направлены на развитие у детей стремления вносить отдельные элементы в изменение предмета; преобразующие действия, которые направлены на развитие у детей самостоятельности при преобразовании предмета

Все виды действий педагог включает в различные ситуации, в зависимости от поставленной задачи.

 

Действия

Тип ситуации

Вид использования

Собирательно-коллекционные

Игровые

«Коллекционеры», «На выставке шляп», «Открытки», «Пуговицы», «Потребности» и т.д.

Обучающие

«Учимся быть экскурсоводами», «Промыслы народов Поволжья» и т.д. В игровой ситуации «Коллекционеры» дети подбирают разные виды ткани: ситец, лен, шелк, драп, мех и т.п.; придумывают способы их использования.

Ретро-познавательные

Игровые

«Узнай, что было, до… » и т.д. Создается обучающая ситуация: «Музей говорящих вещей», дети узнают, что у предмета есть прошлое и настоящее.

Обучающие

«Что такое вифлеемский ящик»; «Музей говорящих вещей» (машин, жилища, театра и т.п.) и т.д.

Энциклопедические

Игровые

«Необычный говорящий альбом», «В гостях у мастера Тарелкина» и т.д.

Обучающие

«Заглянем вглубь»; «Счетная машина Блез Паскаля», «Электрическая лампочка Александра Ладыгина», «Свечи Фарадея» и т.д.

Турне

Игровые

«В мире карандаша», «В мире прялки», «Гном Банан», «Волшебный шнур» и т.д. В игровой ситуации дети путешествуют с «предметом», узнают о его изменении, о внесении новых деталей, форм, функций. В этом им помогают макеты «От плота к кораблю», «От кареты до жигулей» и т.д., сказочные персонажи Незнайка, Гном-Банан, Карандаш и др.

Аппробационные

Практические

«Посидим на бревне», «Поиграй в мамином платье», «Освети фонариком всю комнату», «Прогладь платочек валиком» и т.д.

Цепологические

Обучающие

«Научимся составлять план», «Расставь все по порядку» и т.д.

Игровые

«Составь цепочку из предметов», «Наведем порядок» и т.д.

Практические

«Зарисуй действие», «Начерти схему» и т.д. 

 

 

Занимательные

Практические

«Что спряталось в точках», «Отгадай загадку», «Расшифруй», «Найди дорогу», «Приди в страну знаний» и т.д.

Частичнопреобразующие

Преобразующие

«Дорисуй чего не хватает», «Закончи работу художника-дизайнера», «Придумай новую деталь к кастрюле»; «Дополни предмет», «Довоссоздай детали» и т.д.

Преобразующие

Преобразовательные

«Украсим варежки», «Очки для кота Матроскина и Шарика», «Веселые носки», «Преобразуем нитки в предметы», «Преобразуем коробки в транспорт» и т.д.

Перспективные

Преобразовательные

«Автомобиль будущего»; «Кукла будущего»; «Обогревательный прибор будущего»; «Город будущего»; «Игрушка будущего» и т.д.

 

Примерные задачи по возрастам

3-4 года

Предлагать определять и называть материалы: бумага, дерево, ткань.Формировать представления о предметах ближайшего окружения (предметы домашнего обихода), игрушки. Предлагать определять признаки отдельных материалов: структура поверхности, прочность, мягкость-твердость.Дать представление о связи назначения предмета с материалом, из которого он сделан, с его строением.Побуждать перечислять (называть) признаки предмета: цвет, форма, размер, материал, «вес», назначение. Способствовать пониманию принадлежности предметов к «природному» и «рукотворному» миру.

Учить детей обобщенным способам обследования предметов с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.Стимулировать использование обследовательских действий в деятельности, обусловленных ее содержанием. Создавать условия для сопоставления вновь воспринимаемых качеств предметов с соответствующими элементами системы сенсорных эталонов.Учить детей практическим действиям, при использовании которых, выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта (действия экспериментального характера).Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующий характера.

Побуждать детей к эстетическому преобразованию предметов: изменять цвет, форму, величину. Создавать условия, способствующие применению знаний, полученных в ходе деятельности, для практического преобразования.Побуждать к преобразованию предметов.Побуждать использовать отдельные способы преобразования: изменение цвета, формы, довоссоздание.

 

4-5 лет

Способствовать установлению материала, из которого сделан предмет: стекло, металл, резина, кожа, пластмасса. Формировать представлений о предметах, удовлетворяющих потребности ребенка в труде, игре, продуктивной деятельности. Формировать представлений о предметах, удовлетворяющих потребности ребенка в труде, игре, продуктивной деятельности. Развивать понимание зависимости функции предмета от его материала и строения. Создавать условия для формирования умения определять цвет, форму, размер, «вес», материал, назначение. Развивать умение устанавливать связь между рукотворным и природным миром. Побуждать к определению «прошлого» предметов (предмет изменяется на протяжении времени, например: огонь-костер-каменный очаг-печь). Развивать умение устанавливать связь «человек - предмет».

Продолжить учить обобщенным способам обследования предметов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, совершать перцептивные действия. Продолжить учить обобщенным способам обследования предметов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, совершать перцептивные действия. Продолжить учить обобщенным способам обследования предметов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, совершать перцептивные действия. Создавать условия для  использования детьми практических действий, при которых выявляются ранее скрытые свойства изучаемого объекта, под руководством взрослого (действия экспериментального характера). Формировать умение получать исходные сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.Формировать умения выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности (в речевой форме или в виде модели).Понимать и использовать в деятельности модели, предложенные взрослым.

Создавать условия для самостоятельного эстетического преобразования предметов: изменение цвета, формы, величины (например: коробочка для духов) и полуфункционального.Учить отражать имеющиеся представления в преобразовательной

деятельности. Продолжать учить пользоваться различными инструментами (ножницы, стеки, лопатки) и материалами (бумага, глина, пластилин, коробочки и др. природный материал, мягкая проволока, нитки, песок, бумажное тесто, ткань, соломка, пробки, крышки, оболочки «киндер-сюрпиз»). Поощрять стремление преобразовывать предметы.

Учить преобразовывать известные предметы, конструкции в новые, используя знакомые детали, изменяя цвет, форму, величину. Поощрять коллективные преобразования предметов, конструкций. Поощрять стремление преобразовывать предметы. Учить преобразовывать известные предметы, конструкции в новые, используя знакомые детали, изменяя цвет, форму, величину. Поощрять коллективные преобразования предметов, конструкций.

 

5-6 лет

Научить определять материал, из которого сделан предмет: стекло, металл, пластмасса, фарфор, фаянс, полиэтилен, ткань (бархат, бумазея, вельвет и др.), бумага (салфетная, оберточная), калька, картон и др.). Формировать представлений о предметах, облегчающих труд человека в быту и предметах создающих комфорт. Развивать умения самостоятельно определять свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость-мягкость, хрупкость-прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.Развивать понимание, что назначение и функция предмета (его использование) зависят от свойств и качеств материала, из которого изготовлен предмет. Развивать умения определять в предмете: размер, цвет, его форму, «вес», материал, функцию, назначение, строение и на их основе описывать предмет. Формировать представление о многофункциональности предметов: одна функция обличена в разные формы. Развивать умение устанавливать связь между формами рукотворного мира и формами природы. Развивать понимание ретроспективы (прошлое) и перспективы (как сделать предмет полезнее) предметов, умение устанавливать связи «человек - предмет», «ребенок - предмет» и рассказывать о них.Развивать понимание ретроспективы (прошлое) и перспективы (как сделать предмет полезнее) предметов, умение устанавливать связи «человек - предмет», «ребенок - предмет» и рассказывать о них. Создавать условия для самостоятельного  целенаправленного включения обследовательских  действий в деятельность по ознакомлению с предметом. Учить устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства.

 Способствовать самостоятельному использованию действий для выявления скрытых свойств (действия экспериментального характера). Закреплять умение оперативно и четко получать информацию о новом объекте в процессе его практического  исследования. Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Способствовать формированию умения определять алгоритм собственной деятельности. С помощью взрослого составлять модели и использовать их в деятельности. Побуждать к функциональному преобразованию: изменение функций предметов: (например: домик, корзиночка из коробки).

Способствовать реализации представлений, сформированных в деятельности по ознакомлению с преобразовательным миром. Закреплять умение работать в различными материалами (бумага, глина, пластилин, коробочки и др. природный материал, мягкая проволока, нитки, песок, бумажное тесто, ткань, соломка, пробки, крышки, оболочки «киндер-сурприз», фольга, засушенные растения, кусочки резины, пластмассы, пластиковые бутылки) и использовать для этого разнообразные инструменты (ножницы, стеки, лопатки, иглы, пяльцы), осуществлять их выбор в соответствии с заданием. Создавать условия для устойчивого стремления преобразовывать предмет.Учить самостоятельно находить новые конструктивные решения при выполнении заданий по условию и в соответствии с общим замыслом.

Вовлекать детей в коллективное преобразование, создание проекта – преобразования. Учить самостоятельно находить способы преобразования: предвосхищение, прогнозирование, аналогия, изменение разных признаков, довоссоздание.

 

6-7 лет

Закреплять умение определять материал, из которого сделан предмет: ткани (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж), металл (цветные – медь, бронза, серебро, аллюминий, сталь, жесть), дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластилин). Формировать представлений о предметах, облегчающих труд человека на производстве и удовлетворяющие его интеллектуальные и духовные потребности. Научить определять свойства и качества материалов: структура поверхности, твердость-мягкость, хрупкость-прочность, блеск, звонкость, температура поверхности, подбирать материал в зависимости от назначения и использования предмета. Устанавливать связи между свойствами и признаками материала и характером их использования. Научить самостоятельно описывать предмет, выделяя все его признаки: цвет, форму, размер, «вес», материал, строение, назначение, функцию, создание. Углублять представления о многообразии и многофункциональности рукотворного мира, понимание о предметах как результатах предметов творческой деятельности человека (разнообразие предметов зависит от строения и назначения). Понимание того, что не дала природа человеку, он сам сотворил. Способствовать самостоятельному определению прошлого и перспективного развития рукотворного мира (что можно сделать с предметом для повышения его прочности, эстетического вида и т.д.). Самостоятельно устанавливать связи в системах «человек - предмет», «ребенок - предмет» и объяснять их.

Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов обследования предметов с помощью специально созданной системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, осуществлять их оптимальный выбор в соответствии с познавательной задачей. Закреплять умение самостоятельно использовать обследовательские действия в деятельности, осуществляя выбор в соответствии с характером задачи. Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений, применяя различные средства.

 Совершенствовать характер действий, направленных на выявление скрытых свойств объектов (действия экспериментального характера). Совершенствовать умение детей определять способ получения необходимой информации по предъявляемым условиям и цели деятельности. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; умение ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели, корректировать свою деятельность. Стимулировать желание самостоятельно преобразовывать предметы окружающего мира, используя знания, приобретенные в деятельности. Изменять функцию, назначение предметов, создавать многофункциональные предметы (например: конструирование мебели из нескольких коробок), использовать вариативный подход в преобразовании предметов.

Совершенствовать умение работать с многообразием материалов (бумага, глина, пластилин, коробочки и др. природный материал, мягкая проволока, нитки, песок, бумажное тесто, ткань, соломка, пробки, крышки, оболочки «киндер-сюрприз», фольга, засушенные растения, кусочки резины, пластмасса, пластиковые бутылки) и инструментов (ножницы, стеки, лопатки, иглы, пальцы), осуществлять самостоятельный выбор и комбинировать материалы в соответствии с заданием, учитывая знания об особенностях свойств и качеств (намокаемость, твердость, прозрачность). Содействовать активному проявлению стремления к преобразованию. Учить творчески подходить к решению конструктивных задач, самостоятельно придумыватьи осуществлять оригинальные замыслы. Способствовать самостоятельному созданию коллективных объединений детей, имеющих цель преобразовывать предмет, создать проект преобразования. Самостоятельно выбирать способы преобразования в зависимости от задачи, замысла, плана, деятельности.

 

Общие методические указания

При формировании целостной картины мира, расширении кругозора детей можно использовать в работе с детьми собирательно-коллекционные действия, которые направленына формирование представлений о многообразии предметов, его многофункциональности. Предполагается использование: разных видов коллекций, собранных и оформленных руками детей и взрослых; творческих заданий по работе с ними (придумай новые условия их использования; придумай вариант их объединения и разделения, придумай новые действия с ними и т.д.).Действия следует включать в следующие ситуации:Игровые: «Коллекционеры», «На выставке шляп», «Открытки», «Пуговицы», «Потребности» и т.д. Обучающие: «Учимся быть экскурсоводами», «Промыслы народов Поволжья» и т.д. В игровой ситуации «Коллекционеры» дети подбирают разные виды ткани: ситец, лен, шелк, драп, мех и т.п.; придумывают способы их использования.

 

При формировании целостной картины мира, расширении кругозора детей можно использовать ретро-познавательные действия, которые направлены на развитие понимания ретроспективы предмета. Предполагает: использование предметов прошлого и настоящего (реальных и изображаемых);  выполнение взрослыми и детьми действий познавательного эффекта; демонстрацию взрослым собственного увлечения; побуждение детей к любопытству (в присутствии детей подбирать материал);  совместные обсуждения и т.д. Действия следует включать в следующие ситуации: Обучающие: «Что такое вифлеемский ящик»; «Музей говорящих вещей» (машин, жилища, театра и т.п.) и т.д. Игровые: «Узнай, что было, до… » и т.д. Создается обучающая ситуация: «Музей говорящих вещей», дети узнают, что у предмета есть прошлое и настоящее.

 

При формировании целостной картины мира, расширении кругозора детей можно использовать энциклопедические действия, которые направлены на формирование исторических представлений о предмете. Предполагает: использование достоверных фактов, событий, адаптированных для восприятия и осмысления детьми; взаимодействие детей и взрослых, при котором активность детей достигается с помощью действий с макетами, иллюстрациями, моделями; «перемещение» на дальние временные отрезки; подкрепление интереса (на самом интересном останавливаться прерывать событие); совместный поиск и т.д.Действия следует включать в следующие ситуации: Обучающие: «Заглянем вглубь»; «Счетная машина Блез Паскаля», «Электрическая лампочка Александра Ладыгина», «Свечи Фарадея» и т.д. Игровые: «Необычный говорящий альбом», «В гостях у мастера Тарелкина» и т.д. В обучающей ситуации: «Счетная машина Блез Паскаля» используется материал информационного характера: Первую счетную машину изобрел Блез Паскаль. Он использовал принцип часового механизма с зубчатой передачей. Колеса в машине были с 10 зубьями – по числу чисел в каждом разряде. Всевозможные кассовые аппараты, электросчетчики работают по принципу Блез Паскаля.

 

При формировании целостной картины мира, расширении кругозора детей можно использовать турнедействия, которые направленына развитие умения видеть предмет в движении и развитии. Предполагает: использование предметов, макетов, сказочных персонажей; продуманные способы организации турне (нельзя ограничиваться монологом – рассказом; необходимы: опора на опыт ребенка, его компетентность, помощь взрослому – умелому, но рассеянному, сюрпризные моменты, совместная дискуссия и т.д.).Действия следует включать в следующие ситуации: Игровые: «В мире карандаша», «В мире прялки», «Гном Банан», «Волшебный шнур» и т.д. В игровой ситуации дети путешествуют с «предметом», узнают о его изменении, о внесении новых деталей, форм, функций. В этом им помогают макеты «От плота к кораблю», «От кареты до жигулей» и т.д., сказочные персонажи Незнайка, Гном-Банан, Карандаш и др.     

 

При формировании целостной картины мира, расширении кругозора детей можно использовать апробационныедействия, которые направленына овладение действиями экспериментального и моделирующего характера. Предполагает: действия с предметом в процессе которых делаются выводы, устанавливаются причинно-следственные связи; использование сравнений («Чем керосинка удобнее печки» и т.п.); моделирование действий; экспериментирование с предметами; совместные доказательства и т.д.Действия следует включать в следующие ситуации: Практические: «Посидим на бревне», «Поиграй в мамином платье», «Освети фонариком всю комнату», «Прогладь платочек валиком» и т.д. Создается практическая ситуация «Посидим на бревне»:- Как – то пришел Незнайка в гости к другу, а друг пригласил его попить чай и посадил Незнайку вот на такое бревно. Садитесь вы тоже на бревно. (Дети садятся на бревно). Незнайка никогда не сидел на бревне, только на земле. Покажите, как он сидел на земле (на коленках, на корточках, прямо на земле с вытянутыми ногами). Когда Незнайка шел от своего друга, он думал почему же ему неудобно было сидеть на бревне? Почему? (Бревно круглое, шершавое, низкое, шатается, оно тяжелое). Чтобы удобно было сидеть Незнайка отпилил от бревна кусочек, у него получился пенек. Посидите на нем. (Дети по очереди пробуют сидеть на пеньке)… и т.д. 

 

При формировании целостной картины мира, расширении кругозора детей можно использовать цепологическиедействия, которые направленына овладение действиями алгоритмического характера. Предполагает: использование готовых алгоритмов; воспроизведение алгоритма изменения предмета; включение повторений посредством составления алгоритмов.Действия следует включать в следующие ситуации: Обучающие: «Научимся составлять план», «Расставь все по порядку» и т.д. Игровые: «Составь цепочку из предметов», «Наведем порядок» и т.д. Практические: «Зарисуй действие», «Начерти схему» и т.д. 

1.Составляют цепочку из предметов прошлого вилки (утюга, электрической лампочки и т.д.).

2. Составляют линию развития автомобиля, составляют цепочку: карета, паромобиль, машина на батарейках, открытый и закрытый автомобиль, автомобили современных марок.

3. Описывают предмет с помощью алгоритма.

4. Зарисовывают схему, план, действия и т.д. 

 

При формировании целостной картины мира, расширении кругозора детей можно использовать сценические (имитационные)действия, которые направленына развитие воображения, на овладение действием-замещением, на развитие видения новой функции предмета и разных его сторон. Предполагает: использование действий конкретного предмета; вживание в образ героя определенного времени; комбинирование и выбор оригинальных вариантов действий; включение сходства, различий, аналогии и т.д.  Действия следует включать в следующие ситуации: Игровые:«На что похож этот предмет», «Используй по-другому», «Оживи предмет»; «Я – любознательный», «Я – профессор Любознайкин», «На балу», «Зеркало», «Я - самолет» и т.д.  В игровой ситуации «Я карандаш» ребенок берет на себя роль карандаша и показывает разные варианты использования: «Я могу быть палочкой, градусником, ложкой, вилкой, частью забора, дирижерской палочкой…» и т.д.

 

При формировании целостной картины мира, расширении кругозора детей можно использовать занимательныедействия, которые направленына развитие умения переносить знания и способы действий в новые ситуации, осмысливать результаты действия. Предполагает: использование таинственных писем, загадок, ребусов, кроссвордов, воссоздание по точкам, разрезных картинок;  включение собирательных и связующих заданий; самостоятельность детей.Действия следует включать в следующие ситуации: Практические: «Что спряталось в точках», «Отгадай загадку», «Расшифруй», «Найди дорогу», «Приди в страну знаний» и т.д. В практической ситуации «Найди дорогу» дети выполняют собирательные задания:

1. Соедини точки, узнаешь название первого ориентира (машина).

2. Угадай, что нарушено в предмете и отремонтируй его, приблизишься ко второму ориентиру и т.д.

 

При формировании целостной картины мира, расширении кругозора детей можно использовать частичнопреобразующиедействия, которые направленына развитие у детей стремления вносить отдельные элементы в изменение предмета. Предполагает: использование предметов с ярко выделенными деталями для преобразования; наводящих поисковых вопросов (какая деталь поможет машине летать?); подключение детей к деятельности взрослых как партнеру и т.д.Действия следует включать в следующие ситуации: Преобразовательные: «Дорисуй чего не хватает», «Закончи работу художника-дизайнера», «Придумай новую деталь к кастрюле»; «Дополни предмет», «Довоссоздай детали» и т.д. В преобразовательной ситуации «Довоссоздай детали» детям раздаются листы, разделенные пополам линией, где на каждой половине одинаковые детали предмета, предполагается воссоздать детали, получить разные предметы.

 

При формировании целостной картины мира, расширении кругозора детей можно использовать преобразующие действия, которые направленына развитие у детей самостоятельности при преобразовании предмета. Предполагает: использование разных видов преобразования: эстетических, полуфункциональных и функциональных; существенные преобразования (внесение блока изменений в строение предмета); различные способы изменения предмета, материала и т.д.; поисковые вопросы (Чем можно закрепить части дома из соломы, веток, травы и т.п.); осмысленные преобразования, продумывание связи между внесенными деталями.Действия следует включать в следующие ситуации: Преобразова-тельные: «Украсим варежки», «Очки для кота Матроскина и Шарика», «Веселые носки», «Преобразуем нитки в предметы», «Преобразуем коробки в транспорт» и т.д. В преобразовательной ситуации «Преобразуем коробки в транспорт» дети выбирают те коробочки, которые материалу, размеру, строению подходят для преобразования в задуманный вид транспорта и готовя соответствующие детали и т.д.

 

При формировании целостной картины мира, расширении кругозора детей можно использовать перспективный действия, которые направленына развитие стремления создавать «новый» предмет, формирование позиции «творца», «изобразителя». Предполагает: создание проекта преобразования; появление «нового» предмета; коллективные объединения; использование способов преобразования в зависимости от замысла проекта и т.д.  Действия следует включать в следующие ситуации: Преобразовательные: «Автомобиль будущего»; «Кукла будущего»; «Обогревательный прибор будущего»; «Город будущего»; «Игрушка будущего» и т.д. В преобразовательной ситуации «Автомобиль будущего» дети соединяют самые важные детали разного вида транспорта (самолета, машины, экскаватора, катера) и получают новый.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»